Вариативность в окончании существительных Р.п. мн.ч. (∅ и -ов/-ев)

Информация

Автор: Алсу Хабирзянова, Заряна Дамашова, Анна Казакова, Анастасия Кленова, Алеся Воинская, Илья Молодцов, Софья Черноусенко

Дата: 2023-02-25

Место: Москва

Научный руководитель: Влахов Андриан Викторович, Виняр Алексей Игоревич, Ронько Роман Витальевич, Хоменко Анна Юрьевна

Описание

Некоторые существительные русского языка, употребляясь в форме Р.п. мн.ч., допускают вариативность (возможно произнесение либо с нулевыми окончанием, либо с окончанием -ов/-ев). Эта вариативность и является предметом нашего исследования. Нашу работу можно разделить на следующие этапы: Определение сообщества, которое мы исследовали. Определение основных социальных параметров, корреляцию с которыми мы искали. Продумывание методов исследования. Отбор слов, отражающих описанное выше явление, на произнесение которых были направлены методы нашего исследования. Разработка методов (составление текстов, создание картинок). Опрашивание. Анализ полученных данных и составление выводов. Нашим целевым сообществом были жители Москвы, а социальными параметрами, на корреляцию с которыми мы смотрели - возраст и образование. Распределение по этим параметрам выглядело следующим образом: Образование: 1. Школьники 2. Получившие среднее профессиональное образование 3. Получившие высшее образование 4. Получающие среднее профессиональное образование 5. Получающие высшее образование Возраст: 1. До 18 2. 18-35 3. 36-50 4. 50+ На основе пересечения этих параметров мы разделили респондентов на следующие самые частотные по возрасту и образованию группы: Школьники - До 18 Получающие высшее образование - 18-35 Получающие среднее проф образ-е - До 35 Получившие высшее - 18-35 Получившие высшее - 36-50 Получившие высшее - 50+ Получившие сред проф - 18-50 Получившие сред проф - 50+ Перейдем к словам, на произнесение которых были направлены методы нашего исследования. Мы взяли 6 слов, где нормативный вариант Р.п. мн.ч. будет с нулевым окончанием, и 6 слов, где нормативный вариант будет с ненулевым окончанием. У нас получился такой список: 1) В нормативном варианте нулевое окончание: 1. Сапоги 2. Шорты 3. Полотенца 4. Валенки 5. Ботинки 6. Яблоки 2) В нормативном варианте ненулевое окончание: 1. Помидоры 2. Носки 3. Джинсы 4. Рельсы 5. Мандарины 6. Баклажаны Наличие вариативности в этих словах подтверждалось не только нашим опытом, но и наличием множества ненормативных примеров в НКРЯ. Далее мы, чтобы не утомить респондентов, решили разделить все эти слова на 3 группы, в каждой из которых будет 4 слова с нормативным нулевым окончанием и 4 слова - с нормативным ненулевым. Сами мы поделились на 4 группы. 3 группы из этих четырех опрашивали по своей группе слов, 4-я группа, состоящая из одного человека с большим потенциалом в опрашивании, чередовала при опросе все три набора. Перейдём к описанию методов. Первый из них проверял спонтанную речь и являлся картинками, где изображено несколько предметов. Респондент должен был посчитать эти предметы и назвать их в формате числ. + сущ. На картинках было 4 нужных нам слова и 4 филлера. Второй метод проверял осознанное произнесение и являлся текстом, где нужно было поставить слова в скобках в нужную форму. Там было 4 нужных нам слова и 6 филлеров. Таким образом, каждая группа проверяла в сумме 8 слов, 4 с помощью текста, 4 - с помощью картинок. Ниже я прикрепляю: Ссылку на распределение по группам и на слова, которые содержатся в тех или иных текстах и картинках: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Ww_hxG5Z3uXql7BXztr48KF-oHiVYFu7WWNaQ-JbQQQ/edit#gid=0 Ссылку на написанные нами тексты: https://docs.google.com/document/d/1mNFDQGnKpm7x3kBPN0Hby1Dd625tDdKpXPG22PE3-XI/edit Ссылку на нарисованные нами картинки (картинки распределены по группам): https://drive.google.com/drive/folders/1Tl0sT_BvprcgdL0GKRJf74MjuugxqFAH В сумме мы опросили 161 человека, причем каждая группа опросила примерно одинаковое количество респондентов каждой из исследуемых нами социальных групп. Более того, в каждой из исследуемых нами групп содержится около 20 респондентов, что позволяет говорить об относительной сбалансированности выборки.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст
Образование
Пол