Произнесение согласного на месте “г” в формах слова “Бог”

Информация

Автор: Демкина Дарья, Жукова Валентина, Мельник Анастасия, Суслова Дарья

Дата: 2016-02-03

Место: Высшая школа экономики, Фундаментальная и компьютерная лингвистика

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Данное исследование посвящено поиску корреляции между согласными, которые носители русского языка произносят на месте “г” в формах слова “Бог”, и их социологическими данными и личными характеристиками.

В ходе исследования были опрошены 114 человек различных вероисповеданий возраста от 17 до 77 лет, большая часть из которых живет в Москве и имеет высшее или неоконченное высшее образование. Часть данных была записана на диктофон. От каждого информанта было получено согласие на обработку персональных данных и полученных результатов.

Испытуемым предлагались 3 типа заданий: чтение текста вслух, чтение пословиц и поговорок вслух, чтение междометий вслух. Порядок предложенных заданий предполагает переход от менее контролируемому прочтению к более контролируемому.В первом задании информантам предлагалось прочесть вслух текст (диалог между отцом и дочкой на бытовую тему), указывая на те места, где они видят орфографические ошибки. Такое, казалось бы, не имеющее отношения к исследуемой вариативности задание позволяет говорить о неосознанном прочтении интересующих нас слов. Информант полностью концентрирует свое внимание на ошибках и не замечает часто повторяющихся форм слова “Бог”.Во втором задании испытуемым предлагалось прочесть вслух 19 пословиц и поговорок (из которых ровно 4 было с формами слова “Бог”), вставив нужное слово(слова) на место пропуска (ср. на ___ надейся, а сам не плошай или любишь кататься, люби и ___). Таким образом, произношение не навязывалось информантам написанием, а сами информанты предполагали, что проверяют знание ими пословиц и поговорок.И в первом, и во втором задании информантам встречались словоформы лексемы “Бог” в трех основных значениях: ‘единственный всевышний Бог’, ‘бог в мифологии’, ‘бог’ в междометных употреблениях (пр. Бог мой!).В третьем задании информантам необходимо было прочитать 4 восклицательных междометия (“Бог с Вами!”, “Бог мой!”, “да ради Бога!”, “упаси Бог!”). На этом шаге испытуемые уже догадываются о теме исследования и контролируют свое произношение, стараясь приблизить его к норме.

Во всех заданиях мы старались спрашивать формы, в которых интересующий нас согласный стоял бы в разных фонетических контекстах (перед паузой ср. упаси Бог, перед гласным ср. богиня, Бога, перед глухим и перед звонким согласными ср. Бог с вами и Бог мой).После окончания опроса мы отдельно задавали носителям вопрос о том, какой, по их мнению, надо произносить согласный в словах Бог/Бога, согласно нормам русского языка (ср. словарное бог [х]). Информанты, произносившие [х] в употреблениях ср. Бог объявляли нормой как [х], так и [г], но те, кто произносил в них [г], считали нормой только [г].[γ] не считали нормой даже те информанты, которые сами же его и произносили.

В ходе исследования было подтверждено существование вариативности и выявлены варианты: [х] / [г] / [к] - на конце словоформы и [г] / [γ] - в интервокальной позиции.В качестве общих тенденций мы выделили преобладание [г] (96% всех опрошенных) над [γ] (6% всех опрошенных) в интервокальной позиции и [х] (83%) над [г]/[к] (17%).Говоря отдельно о вариантах, которые встречаются реже: [γ] в интервокальной позиции встречается преимущественно в отдельно прочитанных междометиях, но не в словоформах со значением ‘мифологические боги’. Возможно, это связано с их наибольшей частотностью в повседневной жизни по сравнению с остальными употреблениями. В основном такой вариант используется старшим поколением (55+ лет) и крайне редко молодым поколением (17-35 лет).[к]/[г] на конце слова так же встречаются преимущественно в отдельно прочитанных высказываниях и реже всего в пословицах и поговорках с пропусками. Это объяснимо тем, что испытуемые в ситуации контроля над речью сильнее подвержены влиянию орфографии. В основном такой вариант используется молодым поколением 17-35 лет, реже - поколением среднего возраста 35-55 лет и еще реже поколением 55+ лет.

О проблемных местах: нам трудно говорить о влиянии вероисповедания, так как в нашей выборке оно напрямую коррелирует с возрастом (доля православных, часто посещающих церковь, значительно выше среди поколения 55+, чем среди молодежи).Трудно говорить и о влиянии пола, так как выборка не выровнена по гендерному признаку.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Вероисповедание?
Возраст?
Длительность проживания в Москве?
Количество посещений церкви?
Место проживания матери?
Место проживания отца?
Место рождения?
Местонахождение школы?
Пол
Профиль образования
Профиль работы
Словосочетание
Уровень образования