1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Произнесение согласного на месте “г” в формах слова “Бог”

Информация

Автор: Демкина Дарья, Жукова Валентина, Мельник Анастасия, Суслова Дарья

Дата проведения исследования: 2016-02-03

Место проведения исследования: Высшая школа экономики, Фундаментальная и компьютерная лингвистика

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Данное исследование посвящено поиску корреляции между согласными, которые носители русского языка произносят на месте “г” в формах слова “Бог”, и их социологическими данными и личными характеристиками.

В ходе исследования были опрошены 114 человек различных вероисповеданий возраста от 17 до 77 лет, большая часть из которых живет в Москве и имеет высшее или неоконченное высшее образование. Часть данных была записана на диктофон. От каждого информанта было получено согласие на обработку персональных данных и полученных результатов.

Испытуемым предлагались 3 типа заданий: чтение текста вслух, чтение пословиц и поговорок вслух, чтение междометий вслух. Порядок предложенных заданий предполагает переход от менее контролируемому прочтению к более контролируемому. В первом задании информантам предлагалось прочесть вслух текст (диалог между отцом и дочкой на бытовую тему), указывая на те места, где они видят орфографические ошибки. Такое, казалось бы, не имеющее отношения к исследуемой вариативности задание позволяет говорить о неосознанном прочтении интересующих нас слов. Информант полностью концентрирует свое внимание на ошибках и не замечает часто повторяющихся форм слова “Бог”. Во втором задании испытуемым предлагалось прочесть вслух 19 пословиц и поговорок (из которых ровно 4 было с формами слова “Бог”), вставив нужное слово(слова) на место пропуска (ср. на ___ надейся, а сам не плошай или любишь кататься, люби и ___). Таким образом, произношение не навязывалось информантам написанием, а сами информанты предполагали, что проверяют знание ими пословиц и поговорок. И в первом, и во втором задании информантам встречались словоформы лексемы “Бог” в трех основных значениях: ‘единственный всевышний Бог’, ‘бог в мифологии’, ‘бог’ в междометных употреблениях (пр. Бог мой!). В третьем задании информантам необходимо было прочитать 4 восклицательных междометия (“Бог с Вами!”, “Бог мой!”, “да ради Бога!”, “упаси Бог!”). На этом шаге испытуемые уже догадываются о теме исследования и контролируют свое произношение, стараясь приблизить его к норме.

Во всех заданиях мы старались спрашивать формы, в которых интересующий нас согласный стоял бы в разных фонетических контекстах (перед паузой ср. упаси Бог, перед гласным ср. богиня, Бога, перед глухим и перед звонким согласными ср. Бог с вами и Бог мой). После окончания опроса мы отдельно задавали носителям вопрос о том, какой, по их мнению, надо произносить согласный в словах Бог/Бога, согласно нормам русского языка (ср. словарное бог [х]). Информанты, произносившие [х] в употреблениях ср. Бог объявляли нормой как [х], так и [г], но те, кто произносил в них [г], считали нормой только [г]. [γ] не считали нормой даже те информанты, которые сами же его и произносили.

В ходе исследования было подтверждено существование вариативности и выявлены варианты: [х] / [г] / [к] - на конце словоформы и [г] / [γ] - в интервокальной позиции. В качестве общих тенденций мы выделили преобладание [г] (96% всех опрошенных) над [γ] (6% всех опрошенных) в интервокальной позиции и [х] (83%) над [г]/[к] (17%). Говоря отдельно о вариантах, которые встречаются реже: [γ] в интервокальной позиции встречается преимущественно в отдельно прочитанных междометиях, но не в словоформах со значением ‘мифологические боги’. Возможно, это связано с их наибольшей частотностью в повседневной жизни по сравнению с остальными употреблениями. В основном такой вариант используется старшим поколением (55+ лет) и крайне редко молодым поколением (17-35 лет). [к]/[г] на конце слова так же встречаются преимущественно в отдельно прочитанных высказываниях и реже всего в пословицах и поговорках с пропусками. Это объяснимо тем, что испытуемые в ситуации контроля над речью сильнее подвержены влиянию орфографии. В основном такой вариант используется молодым поколением 17-35 лет, реже - поколением среднего возраста 35-55 лет и еще реже поколением 55+ лет.

О проблемных местах: нам трудно говорить о влиянии вероисповедания, так как в нашей выборке оно напрямую коррелирует с возрастом (доля православных, часто посещающих церковь, значительно выше среди поколения 55+, чем среди молодежи). Трудно говорить и о влиянии пола, так как выборка не выровнена по гендерному признаку.

Отображаются данные о респондентах из