Вариативность в произношении согласного перед [н] в слове “скучно”
Дата: 2019-02-09
Место: Высшая школа экономики
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
Предмет исследования - вариативность в произношении [ч'] или [ш] перед звуком [н] в слове "скучно".Наша гипотеза - произношение [ш] считается нормированным, однако наблюдается тенденция к произношению [ч']. В ходе исследования было устно опрошено 212 человек из Москвы разных возрастов, гендера и уровня образования. В работе было использовано два метода:1) Описание картинок. Информантам было предложено описать картинки, на которых были представлены разные эмоции и состояния людей, по модели "X-у + наречие на -о" (например, "Девочке весело"). Среди картинок были две, на которых человеку скучно. Этот метод выявлял, как информант произносит "скучно" в спонтанной речи.2) Чтение текста. Информантам был предложен небольшой отрывок из произведения Сергея Довлатова. В середине отрывка находилось слово "скучно". Данный метод выявлял, как информант произносит "скучно" в неспонтанной речи.В конце эксперимента мы провели опрос о норме. Информанту задавался вопрос: "Как правильно говорить: ску[ч’]но или ску[ш]но?" Этот опрос позволил понять, есть ли у опрашиваемых точное представление о норме и следуют ли они ей.Каждый автор исследования в ходе работы с информантами использовал все методы. Информант проходил эксперимент в порядке: называние картинок, чтение текста, опрос о норме. Все результаты были записаны на диктофон.В результате первая часть нашей гипотезы была опровергнута. Мы получили, что большинство считает произношение с [ч'] более нормированным и придерживается его. 47% считают нормированным произношение с [ш], но среди них наблюдается вариативность - они часто не придерживаются этой нормы. Примечательно, что этот показатель увеличивается в зависимости от возраста. Таким образом тенденция к произношению с [ч'] очень сильна. Особенно заметно это в возрасте от 35 до 50 лет. Выбор между [ч'] и [ш] не зависит от уровня образования информанта, но зависит от того, осознана его речь или нет.