1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Вариативность в произношении согласного перед [н] в слове “скучно”

Информация

Автор: Петухова Ксения Александровна, Матяш Дарья Сергеевна, Гриневская Екатерина Сергеевна, Казаков Роман Михайлович, Смилга Вероника Константиновна, Козлова Мария Сергеевна, Староверова Владислава Николаевна

Дата проведения исследования: 2019-02-09

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Предмет исследования - вариативность в произношении [ч'] или [ш] перед звуком [н] в слове "скучно". Наша гипотеза - произношение [ш] считается нормированным, однако наблюдается тенденция к произношению [ч']. В ходе исследования было устно опрошено 212 человек из Москвы разных возрастов, гендера и уровня образования. В работе было использовано два метода: 1) Описание картинок. Информантам было предложено описать картинки, на которых были представлены разные эмоции и состояния людей, по модели "X-у + наречие на -о" (например, "Девочке весело"). Среди картинок были две, на которых человеку скучно. Этот метод выявлял, как информант произносит "скучно" в спонтанной речи. 2) Чтение текста. Информантам был предложен небольшой отрывок из произведения Сергея Довлатова. В середине отрывка находилось слово "скучно". Данный метод выявлял, как информант произносит "скучно" в неспонтанной речи. В конце эксперимента мы провели опрос о норме. Информанту задавался вопрос: "Как правильно говорить: ску[ч’]но или ску[ш]но?" Этот опрос позволил понять, есть ли у опрашиваемых точное представление о норме и следуют ли они ей. Каждый автор исследования в ходе работы с информантами использовал все методы. Информант проходил эксперимент в порядке: называние картинок, чтение текста, опрос о норме. Все результаты были записаны на диктофон. В результате первая часть нашей гипотезы была опровергнута. Мы получили, что большинство считает произношение с [ч'] более нормированным и придерживается его. 47% считают нормированным произношение с [ш], но среди них наблюдается вариативность - они часто не придерживаются этой нормы. Примечательно, что этот показатель увеличивается в зависимости от возраста. Таким образом тенденция к произношению с [ч'] очень сильна. Особенно заметно это в возрасте от 35 до 50 лет. Выбор между [ч'] и [ш] не зависит от уровня образования информанта, но зависит от того, осознана его речь или нет.

Отображаются данные о респондентах из