Исследование вариативности [д]/[д’] перед Е в заимствованных словах.

Информация

Автор: Костяницына Анастасия, Иванова Виолетта, Дурнева Соня, Здорова Тамара, Царева Мария

Дата: 2017-12-01

Место: Высшая школа экномики

Научный руководитель: Пиперски Александр Чедович

Описание

В исследовании рассматривается, как распределены [д]/[д’] перед Е в заимствованных словах в речи разных людей. Мы выбрали пять слов: декан, юриспруденция, брудершафт, дерма, инсайдерский. Слова были подобраны так, чтобы охватить все релевантные фонетические позиции: под ударением в начале слова (дерма), под ударением не в начале слова (юриспруденция), предударная в начале слова (декан), предударная не в начале слова (брудершафт), в заударной позиции (инсайдерский). Для исследования вариативности было опрошено 177 респондентов, среди них — 98 жителей Москвы, остальные — жители Московской области и других регионов. 62% опрошенных — женщины, 38% - мужчины. Для проведения исследования были подготовлены два типа заданий. Первое задание включало в себя 28 предложений, среди которых было 10 целевых (по 2 примера на каждое слово). Целевые предложения были схожи по структуре со своими “филлерами”. Предложения составлены таким образом, чтобы целевое слово находилось в разных позициях в предложении (в начале, в середине или в конце). Второе задание представляло собой список из 21 слова, среди которых было 5 целевых. Все респонденты должны были выполнить два задания: сначала прочитать предложения, а потом — список слов, то есть задания были даны в порядке возрастания осознанности произнесения слов. Подсчет произнесений [дэ] и [д’е] велся следующим образом: за 0 считалось непалатализованное произнесение [д], 1 – палатализованное. В особых случаях вводилось обозначение 0,5 для промежуточных произнесений: в случае если респондент произносил скорее не [д’], а нечто более близкое к [д]. Такие случаи чаще всего наблюдаются в слове юриспруденция. Для подсчета статистики, для каждого респондента был получен т. н. коэффициент палатализованности. Этот коэффициент рассчитывался отдельно для двух заданий: в первом задании коэффициент — это сумма средних между двумя произнесениями каждого целевого слова (может принимать значения от 0 до 5), во втором задании — сумма палатализованных произнесений (может принимать значения от 0 до 5). Для статистических подсчетов использовались суммы коэффициентов для каждого задания и рассматриваемой группы. Учитывалась следующая информация о респондентах: возраст, место длительного проживания, место длительного проживания родителей респондента, его знание иностранных языков, уровень образования и профессия. Все информанты были распределены по 5 возрастным группам: до 18 лет, 19-30 лет, 31-45 лет, 46-60 лет, от 61 года. Мы столкнулись с проблемами формирования выборки: так, наиболее хорошо представлена группа 19-30 лет (более половины всех опрошенных). Вариативность произношения [дэ/д’е] рассматривается в зависимости от нескольких параметров: 1) вариативность в зависимости от типа задания (чтение предложений или чтение списка слов); 2) вариативность в зависимости от пола в обоих заданиях; 3) вариативность в зависимости от места проживания; 4) вариативность в зависимости от возраста. В качестве социальной переменной был выбран пол респондентов. В результате нашего исследования выяснилось, что: 1) вариативность [дэ/д’е] зависит от типа задания: при чтении списка слов, то есть при более осознанном произношении, люди чаще произносят [дэ]. Это верно для обоих полов; 2) при чтении предложений (то есть при менее осознанном чтении) женщины произносят [дэ] значимо чаще, чем мужчины. 3) есть зависимость от возраста респондента. Молодые люди в возрасте 19-30 лет произносят [д’е] меньше всего среди всех возрастных групп. Наблюдается явный рост произнесений [д’е] у старшего поколения; 4) место проживания респондента и его родителей не влияет на произношение целевых слов.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод?
Результат?
Вариативность
Возраст
Место длительного проживания?
Место длительного проживания родителей?
Пол
Результат по второму заданию?
Результат по первому заданию?