Вариативность произношения согласных перед “е” в названии товаров “Икеа”
Дата: 2022-02-25
Место: Высшая школа экономики
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
Наша команда проводила с респондентами по 3 эксперимента разной степени спонтанности. В них использовались следующие названия: грундваттНетт, лоНеспеларе, икорННес и секиНер. Первый эксперимент - игра. Её суть заключалась в том, чтобы сопоставить фотографии товаров ИКЕА с их названиями. Последние были расположены на листе в хаотичном порядке и не были пронумерованы, поэтому респонденты всегда произносили нужное название. Второй - чтение. После игры мы предлагали опрашиваемому ознакомится с правильными ответами и просили ещё раз прочитать названия. Третий - прослушивание. Респонденту предлагалось прослушать аудиозапись разных вариантов произнесения (с [нэ] и [н'э]) и выбрать тот, который, по его мнению, является правильным. В качестве параметров мы узнавали у опрашиваемых возраст, пол, владение иностранным языком и род деятельности. Виды профессий мы классифицировали следующим образом: студенты, неработающие, технические специальности (программирование, инженерия и т.п.), социальные (подразумевающие постоянные контакты с людьми, например, медработники, педагоги, бариста и т.п.) и творческие (фотографы, модели, писатели и т.п.). В результате исследования ответов 81-го респондента мы выяснили следующее: 1. При первичном произнесении названий 60% опрошенных предпочитают твердый вариант, а при повторном - 65.5%. 2. 69.6% считают правильным твердый вариант. 3. Мягкий вариант практически в равных пропорциях встречается у мужчин и женщин - 52% и 48% соответственно. 4. Наибольшую популярность твердый вариант имеет у представителей технических специальностей: 76.6% 5. Среди владеющих хотя бы одним иностранным языком мягкий вариант встречается в 31% случаев, а среди не владеющих - в 44.6%. 6. Чем старше люди, тем больше они употребляют мягкий вариант.