Вариативность [ч`н] - [шн] (яи[ч`н’]ица - яи[шн’]ица)

Информация

Автор: Алиса Лезина, Ярослав Соколов, Ахмед Дугричилов, Алёна Муравьёва, Ксения Бобкова, Алина Аванесян, Алёна Сергеева, Дарья Харламова

Дата: 2022-02-24

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В нашем исследовании была рассмотрена вариативность произношения чн/шн в слове “яичница”. Мы предположили, что в речи молодых людей будет чаще встречаться произношение [ч], потому что недавний переход по типу моло[шн]ый - моло[чн]ый спровоцировал возрастание популярности реализации [чн] в других похожих словах (к которым относится и “яичница”). Также мы посчитали, что реализация [ч] или [ш] может зависеть от образования, пола и рода занятий. От людей с более высокой ступенью образования ожидалось более традиционное [шн]; от людей с более низкой ступенью образования ожидался более современный вариант [чн]. От мужчин ожидалась более современная реализация [чн], от женщин - более традиционный вариант [шн]. Для проверки гипотезы был проведён опрос. Было опрошено 155 человек, проживающих в Москве с детства. Мужчины и женщины относились к разным возрастным группам (I - 16-17 лет, II - 18-25 лет, III - 26-50 лет, IV - >50), имели разный уровень образования (среднее, неоконченное высшее, высшее), род занятий (учёба в школе, учёба в вузе, работа, пенсионер). При исследовании мы проводили три эксперимента. Первый - "Спонтанное произнесение": респондентам задавались вопросы, в ответе на которые мы рассчитывали услышать слово “яичница”. Второй - "Чтение текста": респондентам предлагалось прочитать небольшой текст, в котором слово "яичница" встречалось несколько раз. Третий - "Вопрос": респондентам задавался прямой вопрос о произносительной норме в данном слове. Мы получили следующие результаты. Для возрастной группы: при спонтанном произнесении вариант с [чн] немного чаще встречается среди представителей IV группы, но общее количество таких людей было незначительно. Во время второго эксперимента вариант [чн] начал встречаться в принципе чаще, но в речи I группы была сильнее вариативность внутри текста (встречались как [чн], так и [шн]). Представители IV группы лучше осознают наличие четкой нормы внутри этого слова (не был дан ответ “не знаю” или “оба варианта”). Для пола: во всех трех экспериментах мужчины стабильно чаще женщин говорят [чн] и чаще считают его нормой. Для уровня образования: люди, получающие образование сейчас, меньше склонны к произнесению [чн] в 1 и 2 экспериментах, люди с оконченным высшим образованием говорят [чн] незначительно чаще, люди со средним образованием используют [чн] значительно чаще. По результатам третьего эксперимента, люди с высшим и неоконченным высшим образованием немного больше склонны к осознанию вариативности нормы, люди со средним образованием хуже осознают ее наличие. Мы считаем, что возрастание реализации [чн] во втором эксперименте объясняется влиянием графического облика слова и гиперкоррекцией (респонденты часто упоминали о том, что “настроятся на нужный лад” и, видимо, старались следить за произношением). Вариативность внутри текста в I возрастной группе может объясняться тем, что социальные сети молодёжи более обширны, но менее полны, а социальные сети более старших поколений наоборот - меньше, но плотнее, т. к. они уже устоялись за более долгую жизнь респондентов. В этих социальных сетях уже существует произношение, принятое за норму, поэтому оно редко меняется по ходу прочтения текста. То, что женщины чаще используют более нормативный вариант, ожидаемо в свете общей тенденции женщин к использованию правильного варианта. Зависимость частоты употребления [чн] от уровня образования совпадает с нашими ожиданиями. Возможно, это объясняется знанием образованных респондентов о норме и осознанным ее соблюдением. Меньшая частотность [чн] в речи людей, получающих высшее образование сейчас, может объясняться вариантом, который использует их окружение (академическая среда). После выхода из этой среды, вероятно, говорящие начинают взаимодействовать с менее однородным в этом плане кругом людей и оказываются под влиянием “среднестатического” окружения, поэтому даже у людей с оконченным высшим образованием частотность [чн] несколько выше, чем у нынешних студентов. Распределение респондентов по роду деятельности в итоге практически полностью совпало с распределением их по возрасту, поэтому эту категорию отдельно проанализировать не получилось.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово?
Метод?
Результат?
Вариативность
ВозрГруппа?
Возраст?
КатегЗанятия?
КатегОбразования?
Пол?