Вариативность свёкла/свекла
Дата: 2022-02-22
В исследовании принимали участие 252 человека из Москвы и Подмосковья. 63% респондентов были опрошены в ZOOM, WhatsApp, Telegram, 37% - очно. Так как это разные условия, мы используем формат опроса как один из параметров. Респонденты представляют все возрастные группы: школьники старших классов, возрастная категория 18-24 лет, в большинстве случаев представленная студентами, взрослые люди до 30 лет, от 30 до 40 лет и после 40 лет. В исследовании также учитывалось, сдавал ли человек ЕГЭ, так как в экзамене по русскому языку есть задания на орфоэпию. Учитывался уровень образования (закончил ли человек школу и университет). Наш опрос состоял из четырёх частей, вопросы шли от менее осознанного порождения форм слова "свёкла" к более осознанному. Всё исследование мы представляли как исследование традиций приготовления некоторых блюд. В первом эксперименте мы просили респондентов рассказать рецепт винегрета: сначала просили назвать ингредиенты (так получали форму именительного падежа), а потом - представить, что их нужно положить в салат по порядку. Мы подталкивали респондентов произвести нужную нам форму винительного падежа вопросами с глаголами, управляющими винительным падежом, например, "А после этого вы кладёте туда картошку, капусту, что ещё?..", или "Но основным ингредиентом вы считаете?.." (также использовали "кого" вместо "что", чтобы спровоцировать именно на косвенную форму). Предполагалось, что в данном эксперименте респонденты будут уделять больше внимания ингредиентам блюда и способу приготовления, нежели нормативному произнесению слов. Дальше мы просили человека рассказать любимый рецепт блинчиков. Этот вопрос был филлером, чтобы респондент успел отвлечься. В третьем задании нужно было прочитать вслух текст про традиции и обычаи русского народа, в котором дважды встречалось слово свёкла - в форме именительного и винительного падежей. Однако мы не хотели, чтобы написание через е или ё подталкивало респондентов читать так или иначе, поэтому придумали сделать много явных опечаток (пропусков букв в словах), чтобы написать "свкла". Также мы добавили в текст 4 слова с вариативным ударением (банты, торты, умершими, красивее), чтобы проверить, насколько человек в целом следует норме. Слова были разной "сложности", поэтому мы присвоили им коэффициенты: (0,25*(банты)+0,25*(торты)+0,1*(умершие)+0,4*(красивее))*100, с помощью которых приблизительно считали общую грамотность респондента: 100 означает, что все слова прочитаны согласно норме, 0 - наоборот. Четвёртым заданием был прямой вопрос - как, по мнению респондента, правильно говорить, свёкла или свеклá. Наш текст с опечатками для третьего задания: "Вековые традиции и обычаи русского народа. Маслница. Маслница – традиционный празник славян, который отмечают в течение недели перед Великим постом. На стол подают разные блины. Для приготовления теста используют пшеничную и гречневую муку, свклу, шоколад и апелсины; добавляют сгущенку, масло и сметану. Также пекут торты. На деревьях завязывают банты. Пасха. Пасха – это светлый праздник Воскресеня Христа. В этот праздник люди ходт на кладбище, чтобы побыть рядом с умершими родственниками. Дети раскрашивают яйца, хозяйки пекут кулии, которые получаются красивее, чем в магазине. Христиане посещают церковь. Яблочный спас. В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялся урожай: винорад, яблки, сливы, капуста, свкла, и каждый мог ими угоститься. Яблчный Спас попадает на Упенский пост, который завершается в конце августа. В этот день церковь советует готовить блюда с яблками, освященными в цркви." Главной сложностью в нашем исследовании было получить В.п. слова "свёкла" в спонтанной речи. Респонденты часто использовали другие конструкции ("сначала идёт свёкла") или при перечислении вдруг переходили с винительного падежа на именительный (“Я кладу морковь, капусту, соленые огурцы, а потом свёкла”). Однако нам удалось получить нужную форму в 84% случаев.