Исследование вариативности ударения в названиях брендов "Вкусвилл" и "Сефора" в зависимости от ритмической группы, образованной с переходным глаголом.
Дата: 2020-02-10
Место: Москва
Научный руководитель: Нина Роландовна Добрушина
На проведение этого исследования нас вдохновила статья А.Ч.Пиперски "За скобками" от 28.01.2019. Исследование было прежде всего направлено на различия в постановке ударения в разных ритмических группах в словах с ярко выраженным русским корнем (Вкусвилл) и без него (Сефора). В ходе исследования мы составили опросник из 8 содержательных предложений и 12 филлеров. 2 предложения содержали переходный глагол с ударением на 1 слог и слово "Вкусвилл" сразу после него, еще 2 - переходный глагол с ударением на 2 слог и слово "Вкусвилл" сразу после него. Аналогично, 2 предложения содержали переходный глагол с ударением на 2 слог в сочетании со словом "Сефора" и 2 - переходный глагол с ударением на 3 слог в сочетании со словом "Сефора". Информантам нужно было раскрыть скобки, в которых стояли числительные или существительные в именительном падеже, поставив их в нужный падеж и добавив предлог. Это позволило обеспечить достаточную спонтанность произнесения нужных нам слов, поскольку респонденты фокусировались на склонении числительных. Большинство информантов - москвичи, однако было и некоторое количество из других городов России. В исследовании фигурируют три метода опроса: спонтанный1, спонтанный2 и осознанный. Спонтанный1 - это употребления слова Вкусвилл после переходного глагола с ударением на 1 слог (видел Вкусвилл), и слова Сефора после переходного глагола с ударением на 2 слог (открыли Сефору). Спонтанный2 - употребления Вкусвилл после глагола с ударением на 2 слог (застал Вкусвилл), и Сефора после глагола с ударением на 3 слог (обожал Сефору). Осознанный - ответ на прямой вопрос «Как произносится это слово?».