1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности рода в единственном числе с названиями обуви pluralia tantum

Информация

Автор: Зырянов Андрей, Гордеева Елизавета, Лапин Евгений

Дата проведения исследования: 2017-12-15

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Левин Иван Сергеевич, Ронько Роман Витальевич

Описание

Для исследования мы использовали онлайн-опрос. Опрос был сделан в двух версиях. В каждой из них исследуемые нами слова встречались по одному разу, в одном опросе слово стояло в мужском роде, во втором - в женском. Роды были распределены между опросами. Каждый респондент проходил только один опрос. В опрос входило 20 предложений, респонденту нужно было решить, все ли хорошо в каждом из предложений. Кроме исследуемых слов, в опрос мы включили еще несколько слов, с определением рода которых могут возникать сложности. Это были слова шампунь, тюль, глист/глиста и другие. Предложения с ними были использованы в роли филлеров. Также в качестве филлеров использовались несколько грамматически правильных предложений. Опрос прошли 199 человек, из которых 131 – жители Москвы и Московской области в возрасте до 27 лет. В анализе предложений с pluralia tantum учитывались только ответы респондентов «Всё хорошо» по двум причинам. Во-первых, значительная доля людей (32%) были склонны отвечать «Не всё хорошо», даже когда им предлагалось оценить грамматически правильное предложение (филлер). Кроме того, ответ «Не всё хорошо» является слишком неспецифичным: невозможно однозначно утверждать, что человек посчитал неверным именно род целевого слова, а не какую-либо другую часть предложения. Для каждого слова pluralia tantum была рассчитана предпочтительность рода как разница между долей респондентов, посчитавших приемлемым мужской род, и долей респондентов, посчитавших приемлемым женский род. Слова были ранжированы от наибольшего значения (+1 означает, что мужской род однозначно предпочитается женскому) до наименьшего (-1 означает, что женский род предпочитается мужскому). Значение 0 соответствует словам, у которых вариативность наибольшая, то есть нет однозначного предпочтения мужского либо женского рода. Это было сделано для двух подвыборок: в первую входили только проживающие в Москве и МО, во вторую – жители других регионов. Различия в рангах позволили бы предположить, есть ли разница между вариативностью в Московском регионе и за его пределами. Незначительные различия в двух рангах действительно были получены – это дает некоторые основания полагать, что регион может оказывать влияние на вариативность. Для поиска конкретной зависимости между характером вариативности и регионом потребуется собрать бо́льшую выборку по регионам. Кроме того, для каждого слова pluralia tantum с помощью критерия Хи-квадрат мы проанализировали, существует ли зависимость между полом респондента и его склонностью к выбору того или иного рода. Данный анализ был проведен только для подвыборки респондентов, проживающих в Москве, чтобы исключить возможное влияние региона. Значимая зависимость была обнаружена для слов «тапки» и «тапочки» (p < 0.01): мужчины предпочитают мужской род женскому, в то время как среди женщин не наблюдается определенного предпочтения к роду. В завершение, мы изучили наличие связи между возрастной категорией респондента и его предпочтением рода каждого из слов pluralia tantum. Подавляющая часть подвыборки по Москве и МО (125 человек) – люди до 24 лет, в связи с чем удалось исследовать данную связь только для возрастных категорий 16-17, 18-19, 20-21, 22-23 лет. Значимых различий обнаружено не было, что говорит о равномерной вариативности среди молодежи в зависимости от возраста. В дальнейшем представляется интересным анализ более крупных выборок по регионам – для изучения регионального влияния на вариативность родовой атрибуции, а также выборок по широким возрастным категориям (18-29, 30-49, 50-69 лет). Источники Савчук С.О. Варианты родовой принадлежности в группе имен существительных pluralia tantum в русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По мат-лам ежегод. Междунар . конф. «Диалог 2012» (Бекасово, 30 мая — 3 июня 2012 г.). М.: РГГУ, 2012. Вып. 11 (18). С. 548-558.

Отображаются данные о респондентах из