1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности в произношении слова "YouTube"

Информация

Автор: Аксёнова Анна, Будзинская Екатерина, Волошина Екатерина, Измалкова Дарья, Кудрявцева Полина, Такташева Екатерина, Трепаленко Александра

Дата проведения исследования: 2019-02-12

Место проведения исследования: НИУ "Высшая школа экономики" г. Москва

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Данное исследование посвящено вариативности в произношении слова «YouTube» в речи носителей русского языка, проживающих в Москве. ГИПОТЕЗА: Мы предположили, что вариант произношения зависит от уровня владения английским языком (чем выше уровень английского, тем вероятнее выбор ю[т'jу́]б), а также от возраста (чем старше респондент, тем выше вероятность того, что он выберет ю[ту́]б). ДИЗАЙН ЭКСПЕРИМЕНТА: В ходе исследования было опрошено 215 человек от 7 до 72 лет. Затем опрошенные были разделены на 5 возрастных групп: младше 18, 18-24, 25-34, 35-44 и старше 45 и на 6 групп по предполагаемому самим информантом уровню его знания английского языка: нулевой, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и свободное владение. Эксперимент состоял из 3 частей: неосознанной (блиц-опрос), полуосознанной (чтение текста) и осознанной (прямой вопрос о том, как правильно на русском языке произносить исследуемое слово). Ответы были записаны на диктофон. От каждого информанта было получено согласие на запись. В первой части информанту предлагалось ответить на пять вопросов, один из которых являлся контрольным, ответом на другой могло быть исследуемое слово, а остальные - филлеры, связанные с киноиндустрией. Контрольным был вопрос о мюзикле. Он был задан с целью узнать, не использует ли информант только вариант оригинального произношения англицизмов. Во второй части респондентам был предложен короткий текст для чтения вслух, также посвященный киноиндустрии, где дважды встречается исследуемое слово. Прямой вопрос в третьей части эксперимента был сформулирован следующим образом: “Как Вы считаете, как правильно на русском языке говорить слово YouTube: ютуб, ютьюб, ютюб или, возможно, как-то по-другому?” Порядок предложенных информанту заданий предполагал переход от менее осознанного произнесению слова к более осознанному. ВЫВОДЫ: По результатам исследования был определен наиболее частотный вариант - ю[ту́]б. При этом в осознанном эксперименте респонденты отвечали “ю[ту́]б” и “ю[т'jу́]б” поровну, но последний вариант постепенно перестает восприниматься как нормативный. В ходе эксперимента было выявлено несколько закономерностей, связанных с возрастом и уровнем знания английского. Наибольший интерес представляет случай с ю[т'у́]б, так как это наиболее частотный вариант для поколения людей 18-25. По нашему предположению именно они инициаторы использования этого варианта, он также популярен среди 45+ (поколения родителей), которые, вероятно, заимствовали этот вариант у своих детей.

Отображаются данные о респондентах из