Влияет ли частотность слова на твердость/мягкость согласных перед е в речи молодежи в Москве?
Дата: 2024-03-11
Место: Высшая школа экономики
Научный руководитель: Виняр Алексей Игоревич
Наше исследование было нацелено на поиск корреляции между выбором твердого или мягкого произнесения с частотностью употребления слов в языке. В качестве целевой группы для исследования мы выбрали московскую молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Исследуемыми словами стали относительно недавно вошедшие в речь москвичей заимствования - “хештег”, “мем”, “контент”. Нами было опрошено 100 человек. Для того, чтобы вызвать произнесение интересующих нас слов мы взяли три анекдота и три заголовка к ним. Заголовки содержали исследуемые слова. Задачей респондента было соотнести анекдот с заголовком, который, по мнению, респондента, больше всего подходит под содержание анекдота. Соотнести заголовок с анекдотом мы просили в устной форме. Таким образом, мы получили относительно спонтанное произнесение исследуемых слов. После сбора данных респондентов, мы составили статистику твердого и мягкого произнесения для каждого из исследуемых слов. Статистика выявила, что наиболее характерным является мягкое произнесение для слова “мем” и твердое произнесение для слов “хештег” и “контент”. Однако здесь мы выявили вариативность, которая характерна для более старшей группы молодежи: твердое произнесение для слова “мем” . Также было несколько случаев мягкого произнесения согласной для первого слога в слове “хештег”. Следующим шагом стал анализ частотности слов в языке. Для этой задачи мы сначала выбрали устный и основной корпуса НКРЯ. В них мы посмотрели на количество вхождений каждого из исследуемых слов за последние несколько лет (2019-2024). К сожалению, в данных корпусах количество вхождений каждого из интересующих нас слов было довольно невелико, для некоторых слов в заданный интервал вхождений вообще не нашлось. По этой причине мы решили еще проанализировать частотность употребления исследуемых слов на YouTube. Для этого мы составили статистику вхождений исследуемых слов в автоматически генерируемых субтитры для видео YouTube за последние несколько лет (2019-2024), используя сайт https://filmot.com/. Однако статистика, составленная на основе каждого из трех источников не выявила корреляции между частотностью употребления слова и вариантом произнесения.