Вариативность выражения рода у несклоняемых существительных на -и и -о

Информация

Автор: Володина Екатерина Сергеевна, Кокорева Яна Александровна, Линич Анастасия Андреевна, Лыкова Ксения Викторовна, Раскинд Яков Львович

Дата: 2020-02-10

Место: Высшая Школа Экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Объектом исследования стал род несклоняемых существительных в СРЯ, предметом - вариативность выражения рода у некоторых существительных на -и и -о. Были выдвинуты следующие гипотезы: (1) Варьирование может быть вызвано собственно лингвистическими параметрами: слова на -о тяготеют к среднему роду. (2) Оно может быть вызвано социолингвитстическими параметрами: старшее поколение чаще употребляет мужской род, руководствуясь правилом об определении рода при помощи родового понятия (фрукт и напиток). (2) Респонденты, получившие образование в области языкознания, а также респонденты, сфера деятельности которых непосредственно связана с употреблением в речи этих слов (преподавание или продажи), знают словарную норму и будут стремиться следовать ей. Целью исследования стало выявления социолингвистических причин вариативности рода у несклоняемых существительных на -и и ­-о. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: • Разработать модель эксперимента, провоцирующего респондента на спонтанное произнесение исследуемых слов с прилагательными в именительном падеже; • Разработать анкету для осознанного произнесения словоформ в составе предложения с глаголом в форме прошедшего времени • Определить социолингвистические параметры, от которых может зависеть исследуемая вариативность. Исследование представляет собой Apparent time study, поскольку одним из исследуемых социолингвистических параметров стал возраст. Были использованы следующие опосредованные эксперименты: Эксперимент Помимо карточек с исследуемыми словами, в эксперименте использовались и филлеры. Филлеры в карточках с исследуемыми словами были женского рода, чтобы избежать прайминга. Респондента просили запомнить ингредиенты коктейля, а затем назвать их. Это позволяло добиться неосознанного произнесения прилагательных в именительном падеже. Кроме того, у такого эксперимента достаточно высокая экологическая валидность, поскольку люди часто запоминают списки продуктов. Предложения Респондента просили построить предложения по предложенному образцу. В этом эксперименте уже не было филлеров, поскольку произнесение было осознанным. Предложения-образцы содержали глаголы только в форме женского рода, чтобы избежать прайминга. Окончания женского и среднего рода в большинстве случаев не различимы на слух, однако для эксперимента это несущественно: во-первых, в НКРЯ нет примеров употребления с исследуемыми словами глаголов и прилагательных женского рода; во-вторых, интроспективное наблюдение также говорит о невозможности такого согласования. Выбор верного варианта Респонденту предлагались словосочетания с вариативными окончаниями у прилагательных, согласующихся с исследуемыми существительными. Необходимо было выбрать тот вариант, который представлялся верным с точки зрения правил русского языка, а не предпочтений респондента. В задании не была учтена форма множественного числа (иначе, форма четвертого рода [Зализняк 1980]), т.к. материал НКРЯ не позволяет установить её употребительность. Имеющиеся в НКРЯ примеры множественного числа можно рассматривать как примеры не формо-, но словообразования со словообразовательным значением ‘разные виды чего-либо’. Эмпирической базой исследования стали преимущественно москвичи в возрасте от 18 до 60 лет. Так как в эксперименте упоминались алкогольные напитки, москвичи младше 18 лет не могли принять в нем участие. Верхняя граница выборки обусловлена возрастными изменениями, которые могут влиять на речь носителя языка после 60 лет. Все исследуемые слова - заимствованные, что минимизирует возможные региональные различия их произношения. Выборка составила 155 человек. В качестве переменных рассматриваются пол, возраст, уровень образования, профиль образования и работы респондентов. Выводы: Гипотеза (1) подтвердилась для всех слов. Гипотезы (2) и (3) не подтвердились.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст?
Образование?
Пол?
Профиль образования?
Сфера деятельности?