Исследование вариативности произношения числительного 'шестьдесят' в русском языке
Дата: 2024-03-11
Место: Москва и Московская область
В данном исследовании нами была рассмотрена вариативность произнесения числительного 60 в составе словосочетания (шестьдесят коллекций — в тексте формального стиля, шестьдесят студентов — в тексте нейтрального стиля, шестьдесят копеек — в тексте неформального стиля) в зависимости от стиля и других факторов: [шиз’д’ис’ат ] или [шис’ат]. Цель исследования - поиск тенденций в произнесении числительного 60 в зависимости от социальных факторов (возраст, пол, уровень образования, профессия - связана ли работа с числовыми данными) и стиля (формального, нейтрального, неформального). Информантами выступали жители Москвы и/или Московской области, прожившие там 3 или более лет, а также являющиеся носителями русского языка. Опрос состоял из чтения текста вслух и дальнейшего его пересказа. Но в ходе исследования не выявилась значимая разница в результатах этих двух форм. Тенденции остаются неизменными вне зависимости от формата. Всего было разработано 3 варианта опроса из текстов под каждый стиль, в которых встречается интересующее нас словосочетание: текст, взятый (с небольшими изменениями) с официального сайта музея экологии и охраны природы г. Набережные Челны (формальный стиль), лишенный стилистической маркированности текст (нейтральный), анекдот (неформальный стиль). Информанты были собраны для каждого стиля отдельно и не пересекались. Это было сделано намеренно, потому что кажется нереалистичным менять стиль речи в рамках одной коммуникативной ситуации. Для формального стиля у информантов были взяты письменные согласия на обработку персональных данных (чтобы задать более формальную ситуацию). Также мы старались задавать стиль коммуникации не только текстами, но и своим поведением (при опросе формального стиля носили деловую одежду, на неформальном старались переходить на “ты” и т.д.). Для формального стиля нельзя было собирать знакомых людей, что разрешалось для неформального. В сумме у нас получилось 184 информанта: 63 в формальном стиле, 67 в нейтральном, 54 в неформальном. Внутри каждой группы респонденты разделены по группам в соответствие с полом (мужской и женский) и возрастом (15-22, 23-39, >=40). Изначальная гипотеза заключалась в том, что люди более склонны редуцировать название числительного в неформальном стиле. В формальном же будет наблюдаться полное произнесение. Данная гипотеза подтвердилась. Об этом свидетельствует следующее распределение: формальный стиль, чтение – 18,8% (с редукцией), 78,1 (без редукции), 3,1% (в другом падеже), пересказ –12,1 % (с редукцией), 53,4% (без редукции), 34,5% (в другом падеже); нейтральный стиль, чтение – 31,3 % (с редукцией), 68,7 (без редукции), пересказ – 27,9% (с редукцией), 72,1% (без редукции); неформальный, чтение – 63% (с редукцией), 37% (без редукции), пересказ – 58,5% (с редукцией), 41,5 % (без редукции). Также мы посмотрели на значение p-value от стилей, везде оно оказалось <0,05. Мы считаем, что стиль является главенствующим фактором. Тем не менее, мы учитываем и влияние социальных факторов внутри каждого стиля. Полученные выводы о влиянии социальных факторов: 1) На людей старшей возрастной группы меньше влияет стиль речи при выборе варианта произнесения, они более склонны к редуцированному произнесению, чем средняя и младшая группы. 2) Если посмотреть распределение по полу и возрасту, то можно заметить любопытную зависимость в неформальном стиле: информанты женского пола младшей возрастной группы более склонны к произнесению [шиз’д’ис’ат ]. При этом большинство информантов другого пола и/или других возрастных групп всё ещё придерживаются варианта [шис’ат]. 3) Люди, чья профессия включает работу с числовыми данными (экономисты, физики, программисты и т.п.) могут быть склонны к редуцированному произнесению, так как сталкиваются с числительными на ежедневной основе. К сожалению, данная гипотеза не оправдалась. Во всех стилях не наблюдается значимой разницы. 4) Наши данные были недостаточно разнообразны, чтобы делать выводы о зависимости от уровня образования.