Вариативность в роде слова "кофе" в русском языке

Информация

Автор: Горбунова Алла, Зайцев Андрей, Клыкова Елизавета, Персиц Софья, Субботин Тимофей

Дата: 2019-02-11

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В ходе исследования было опрошено 110 информантов (51 человек младше 26 лет и 59 человек 35 лет и старше). Было проведено три эксперимента, расположенных в порядке возрастания осознанности у респондента. Первый эксперимент (исследование спонтанной речи) состоял из ответа на вопрос о том, любит ли человек кофе и почему да/нет. Информанту предлагалось дать развернутый ответ на поставленный вопрос, и в ходе монолога в большинстве случаев звучало местоимение "он" или "оно", а также прилагательные с окончаниями, позволяющими судить о роде исследуемого слова. Второй эксперимент заключался в том, что информанту зачитывали список слов и предлагали, не задумываясь, называть к каждому слову прилагательное-ассоциацию. В ходе третьего эксперимента респондент зачитывал выданный ему список словосочетаний существительных с прилагательными, добавляя к прилагательным правильные, по его мнению, окончания. Кроме того, была собрана следующая информация о респондентах: пол, возраст, уровень образования, профиль образования, родной город (город рождения), время жизни в Москве, сфера деятельности (работы). Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Речь женщин более нормативна. 2. Люди, любящие кофе и постоянно его употребляющие, чаще произносят нормативный вариант. 3. Люди с гуманитарным профилем образования говорят нормативнее, чем люди с техническим образованием. 4. Люди старшего возраста чаще употребляют мужской род, говоря о кофе. 5. Люди старшего возраста менее склонны употреблять разные рода в разных экспериментах (например, говорит "кофе - оно" в первом эксперименте и "кофе - он" в третьем), т.к. их речь более стабильна. Были подтверждены вторая и третья гипотеза и опровергнута четвертая (как оказалось, люди старшего возраста ошибаются чаще). Гипотеза о большей нормативности в речи женщин подтвердилась лишь частично - в третьем эксперименте, при исследовании осознанного прочтения. В среднем, мужчины и женщины склонны одинаково часто говорить о кофе в среднем роде.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод?
Результат?
Вариативность
Возраст
Время жизни в Москве (лет)
Направление образования
Отношение к кофе?
Пол
Родной город?
Сфера деятельности
Уровень образования