1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Вариативность в роде слова "кофе" в русском языке

Информация

Автор: Горбунова Алла, Зайцев Андрей, Клыкова Елизавета, Персиц Софья, Субботин Тимофей

Дата проведения исследования: 2019-02-11

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В ходе исследования было опрошено 110 информантов (51 человек младше 26 лет и 59 человек 35 лет и старше). Было проведено три эксперимента, расположенных в порядке возрастания осознанности у респондента. Первый эксперимент (исследование спонтанной речи) состоял из ответа на вопрос о том, любит ли человек кофе и почему да/нет. Информанту предлагалось дать развернутый ответ на поставленный вопрос, и в ходе монолога в большинстве случаев звучало местоимение "он" или "оно", а также прилагательные с окончаниями, позволяющими судить о роде исследуемого слова. Второй эксперимент заключался в том, что информанту зачитывали список слов и предлагали, не задумываясь, называть к каждому слову прилагательное-ассоциацию. В ходе третьего эксперимента респондент зачитывал выданный ему список словосочетаний существительных с прилагательными, добавляя к прилагательным правильные, по его мнению, окончания. Кроме того, была собрана следующая информация о респондентах: пол, возраст, уровень образования, профиль образования, родной город (город рождения), время жизни в Москве, сфера деятельности (работы). Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Речь женщин более нормативна. 2. Люди, любящие кофе и постоянно его употребляющие, чаще произносят нормативный вариант. 3. Люди с гуманитарным профилем образования говорят нормативнее, чем люди с техническим образованием. 4. Люди старшего возраста чаще употребляют мужской род, говоря о кофе. 5. Люди старшего возраста менее склонны употреблять разные рода в разных экспериментах (например, говорит "кофе - оно" в первом эксперименте и "кофе - он" в третьем), т.к. их речь более стабильна. Были подтверждены вторая и третья гипотеза и опровергнута четвертая (как оказалось, люди старшего возраста ошибаются чаще). Гипотеза о большей нормативности в речи женщин подтвердилась лишь частично - в третьем эксперименте, при исследовании осознанного прочтения. В среднем, мужчины и женщины склонны одинаково часто говорить о кофе в среднем роде.

Отображаются данные о респондентах из