Вариативность постановки ударения в слове “принудить”
Дата: 2024-03-09
Место: Нижний Новгород
Научный руководитель: Титова Анастасия Андреевна
Мы исследовали вариативность постановки ударения в слове "принудить" в зависимости от различных социальных факторов путем очного интервьюирования. Нами были выбраны следующие социальные переменные: пол, возраст, уровень образования и профессия. Также, мы выяснили, какие причины, выделяемые самими респондентами, этому способствуют. Исследование проходило среди жителей Нижнего Новгорода. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Большинство людей говорит "принудИть" по причине языкового чутья (стремление к постановке старшей нормы ударения). 2. Большинство людей младшего возраста (от 15 до 35 лет) говорит "принУдить", в соответствии с нормой, а старшего возраста (от 36 лет) - "принудИть". Исследование вариативности проводилось в порядке увеличения осознанности произнесения исследуемого слова. Эксперимент включал в себя следующие методы: 1. Метод спонтанного произнесения: чтение вслух отрывка из художественного произведения, в котором содержалось исследуемое слово. Для отвлечения внимания от цели эксперимента респонденту задавалась цель угадать название произведения, из которого был взят данный текст; 2. Метод осознанного произнесения: прочесть исследуемое слово и объяснить причину постановки ударения в нем. Из проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы: 1. Первая гипотеза была подтверждена: подавляющее большинство респондентов объяснило постановку ударения в слове "принудить" своим языковым чутьем. Для обоснования данного вывода приводим следующие факты: 1.1. Считается, что "<...> старшей нормой для глаголов с концовкой -ить является флексийное ударение. <...> в случае сомнений следует ориентироваться на старшую норму, т.е. ставить флексийное ударение." [В.П. Москвин, с. 2]. Это позволяет нам полагать, что постановка флексийного ударения в слове "принудить" не является случайным: "Знание старшей нормы составляет основу языкового чутья, которое позволяет: 1) уйти от бесперспективного заучивания пространных, <...>, постоянно меняющихся списков кодифицированных единиц; 2) выявлять сомнительные трактовки." [В.П. Москвин, с. 6]; 1.2. В результате "корневой переакцентовки" [В.П. Москвин, с. 3] в глаголах на -ить в русском языке появилась тенденция: "Если флексийное ударение характерно для книжной, устарелой, низкочастотной лексики, то в группе с корневым ударением «господствуют глаголы, вполне обычные в разговорной речи»". [В.П. Москвин, с. 3]. Глагол "принудить" относится к низкочастотной лексике, поэтому мы наблюдаем в нём более частотный вариант постановки ударения на флексию; 2. Вторая гипотеза была опровергнута. Данный вывод подтверждают следующие факты: 2.1. Согласно вычисленным р-значениям по критерию хи-квадрата, наиболее значимой оказалась зависимость произношения данного слова от возраста респондента, которая составила около 0,04; 2.2. Данные по респондентам младшего поколения показывают выраженную склонность к постановке ударения в слове "принудить" на последний слог, когда показатели респондентов в возрастных диапазонах от 36-45 до 70+ демонстрируют явное смещение постановки ударения в данном слове на второй слог. Источник: Москвин Василий Павлович Ориентация на старшую норму как основа культурно-речевой компетенции (на примере ударений в русских глаголах с концовкой -ить) // Поволжский педагогический вестник. 2015. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orientatsiya-na-starshuyu-normu-kak-osnova-kulturno-rechevoy-kompetentsii-na-primere-udareniy-v-russkih-glagolah-s-kontsovkoy-it (дата обращения: 09.03.2024). Ссылка на Google Таблицы данного исследования: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1-BikMxssBnGGKl9c1VbwSXUEga_Qn-Cb64E5qd0lohU/edit?usp=sharing