1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности твердого/мягкого произношения согласного [т] перед гласным заударного слога в заимствованиях бухгалтер, гроссмейстер, спринтер, гангстер

Информация

Автор: Коновалова Александра, Сазонова Виктория, Гавришина Екатерина, Кузнецова Анна, Попова Маргарита

Дата проведения исследования: 2018-02-13

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Известно, что для русской разговорной речи характерна вариативность в выборе твердого/мягкого согласного перед гласным [э]. С одной стороны, выбор варианта может зависеть от качества согласного и позиции гласного (ударной/предударной/заударной). Однако, находясь в одной и той же фонетической позиции, согласные все же могут произноситься вариативно. В данном исследовании мы предположили, что на наличие вариативности как факта влияет степень “освоенности” слова, т.е. давность его заимствования в язык, а выбор конкретного варианта - твердого или мягкого - зависит от возраста или уровня образования говорящего. Основываясь на данной гипотезе, мы выбрали для анализа 4 слова, в которых наблюдается вариативность. Два слова (бухгалтер и гроссмейстер) были заимствованы на рубеже 18-19 вв., другие два (гангстер и спринтер) - в первой половине 20-го века. Чтобы избежать влияния факторов фонетики на выбор варианта, в каждом из слов (бухгалтер, гроссмейстер, гангстер, спринтер) исследовался один и тот же согласный [т] в одинаковой позиции. Для исследования вариативности мы опросили 100 жителей Москвы и Московской области. Чтобы получить сбалансированную и репрезентативную выборку, были опрошены люди разного возраста (от 11 до 79 лет), уровня образования (начальное, неполное среднее, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее) и пола. Данные для этой работы собирались тремя методами: чтение текста, краткое описание картинок и прямой вопрос. Сначала респондентам предлагалось прочитать текст, в котором некоторые слова, не исследуемые в данной работе, были заменены на картинки, для того, чтобы внимание информантов не фокусировалось на переменных. В тексте каждое из интересующих нас слов встречалось трижды: во-первых, чтобы избежать возможных технических проблем и случайных оговорок при прочтении, во-вторых, чтобы иметь возможность обобщить полученные данные. В тексте встречались другие названия профессий (филлеры) с различными видами вариативности в соотношении 8:4. Во втором эксперименте респондентам предлагалось назвать изображенных на картинках людей (соотношение с картинками-филлерами такое же). В конце спрашивалось, как, по мнению говорящего, правильно произносить нужные слова. Удалось получить следующий результат:у самого молодого слова (гангстер) вариативность ощутимо выше, чем у всех остальных. Однако слово спринтер (тоже новое) показывает совершенно другие результаты - вариативность в нем практически не выражена. В слове бухгалтер вариативность не проявляется вовсе, а в слове гроссмейстер - в малой степени (оба слова заимствованы давно). Интересные результаты удалось получить исследуя возраст респондентов. Общая тенденция - чем старше говорящий, тем чаще он использует мягкий вариант. Однако в слове гроссмейстер вариативность выражается только у группы молодых (18-25). Причем именно для этой группы характерно другое - ярче всего выражена вариативность в речи одного и того же информанта. Хотя в целом, чем младше люди, тем меньше вариативность. Люди с высшим образованием склонны произносить мягкий вариант. Исходя из всего этого мы сделали следующие выводы: на произношение слова оказывают влияние дата заимствования, возраст респондента и, в редких случаях, образование.

Отображаются данные о респондентах из