Вариативность употребления винительного и родительного падежей слов "автобус" и "поезд" с глаголом "ждать"
Дата: 2022-02-25
Место: Высшая школа экономики
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
В данном исследовании рассматривается вариативность употребления винительного и родительного падежей в сочетаниях “ждать автобус/автобуса” и “ждать поезд/поезда”. Цель исследования - поиск тенденций выбора падежа слов “автобус” и “поезд” в сочетании с глаголом “ждать” в зависимости от социальных (возраст, уровень образования, пол, принадлежность к одной семье) и прочих (спонтанность речи, формат опроса) факторов. Мы предлагали людям, выросшим в Москве и Московской области, 3 несложных эксперимента: устно дополнить предложение названием транспорта с картинки; прочитать вслух текст с пропусками; ответить на вопрос, какой вариант произнесения они считают правильным. В результате были выявлены следующие зависимости: 1) Второй эксперимент (“Чтение с пропусками”) показал себя как наиболее спонтанный. Мы полагаем, что употребление родительного падежа частотнее при более спонтанной речи. 2) Прослеживается прямая зависимость доли Р.п. от возраста: люди старшего возраста чаще употребляют родительный падеж, а люди младшего возраста - чаще винительный падеж. Видимо, употребление слов “автобус” и “поезд” с глаголом “ждать” в родительном падеже становится архаичным и вытесняется винительным. 3) Члены семьи больше похожи друг на друга с точки зрения выбора падежа слов “автобус” и “поезд”, чем случайные люди из выборки. Вероятно, взросление в одной семье является фактором, влияющим на усвоение рассмотренных переменных. 4) Отсутствуют независимые корреляции выбора формы с полом, уровнем образования и форматом проведения опроса. 5) Мнение о том, в каком падеже правильно употреблять слова “автобус” и “поезд” с глаголом “ждать”, коррелирует с реальным употреблением этих слов. При этом люди, не считающие правильным какой-либо из вариантов, склонны использовать родительный падеж так же часто, как люди, считающие правильным родительный падеж.