Вариативность употребления винительного и родительного падежей слов "автобус" и "поезд" с глаголом "ждать"

Информация

Автор: Каролина Берзина, Аркадий Шалдов, Анастасия Добрынина, Таисия Тренихина, Анна Бисерова, Александр Никаноров, Роман Цховребов, Артур Мазитов

Дата: 2022-02-25

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В данном исследовании рассматривается вариативность употребления винительного и родительного падежей в сочетаниях “ждать автобус/автобуса” и “ждать поезд/поезда”. Цель исследования - поиск тенденций выбора падежа слов “автобус” и “поезд” в сочетании с глаголом “ждать” в зависимости от социальных (возраст, уровень образования, пол, принадлежность к одной семье) и прочих (спонтанность речи, формат опроса) факторов. Мы предлагали людям, выросшим в Москве и Московской области, 3 несложных эксперимента: устно дополнить предложение названием транспорта с картинки; прочитать вслух текст с пропусками; ответить на вопрос, какой вариант произнесения они считают правильным. В результате были выявлены следующие зависимости: 1) Второй эксперимент (“Чтение с пропусками”) показал себя как наиболее спонтанный. Мы полагаем, что употребление родительного падежа частотнее при более спонтанной речи. 2) Прослеживается прямая зависимость доли Р.п. от возраста: люди старшего возраста чаще употребляют родительный падеж, а люди младшего возраста - чаще винительный падеж. Видимо, употребление слов “автобус” и “поезд” с глаголом “ждать” в родительном падеже становится архаичным и вытесняется винительным. 3) Члены семьи больше похожи друг на друга с точки зрения выбора падежа слов “автобус” и “поезд”, чем случайные люди из выборки. Вероятно, взросление в одной семье является фактором, влияющим на усвоение рассмотренных переменных. 4) Отсутствуют независимые корреляции выбора формы с полом, уровнем образования и форматом проведения опроса. 5) Мнение о том, в каком падеже правильно употреблять слова “автобус” и “поезд” с глаголом “ждать”, коррелирует с реальным употреблением этих слов. При этом люди, не считающие правильным какой-либо из вариантов, склонны использовать родительный падеж так же часто, как люди, считающие правильным родительный падеж.

206 / 206 респондентов
2066 / 2066 строк
Тур
Слово?
050100150200автобусавтобус: 100% (206)поездпоезд: 100% (206)
Метод?
050100150200Дополнение предложенийДополнение предложений: 100% (206)Прямой вопросПрямой вопрос: 100% (206)Чтение с пропускамиЧтение с пропусками: 100% (206)
Результат?
050100В.п.В.п.: 66.4% (136.7)Р.п.Р.п.: 27.1% (55.8)нднд: 5.1% (10.6)нет приоритетанет приоритета: 1.4% (2.9)
Вариативность
0204060В.п./Р.п.В.п./Р.п.: 36.4% (75)В.п.В.п.: 30.8% (63.5)В.п./ндВ.п./нд: 9.5% (19.5)В.п./Р.п./ндВ.п./Р.п./нд: 9% (18.5)Р.п.Р.п.: 5.8% (12)В.п./Р.п./нет приоритетаВ.п./Р.п./нет приоритета: 3.4% (7)Р.п./нет приоритетаР.п./нет приоритета: 1.9% (4)Р.п./ндР.п./нд: 1.5% (3)В.п./нет приоритетаВ.п./нет приоритета: 1% (2)В.п./Р.п./нд/нет приоритетаВ.п./Р.п./нд/нет приоритета: 0.5% (1)В.п./нд/нет приоритетаВ.п./нд/нет приоритета: 0.2% (0.5)
Возраст?
16: 4.9% (10)17: 4.4% (9)18: 13.1% (27)19: 12.1% (25)20: 3.9% (8)21: 2.4% (5)22: 0.5% (1)23: 1.9% (4)25: 0.5% (1)26: 2.4% (5)27: 0.5% (1)28: 1.5% (3)29: 0.5% (1)30: 1.5% (3)31: 1% (2)32: 1.9% (4)33: 0.5% (1)34: 0.5% (1)35: 1% (2)36: 1.9% (4)37: 1.9% (4)38: 1.5% (3)39: 1% (2)40: 1% (2)41: 0.5% (1)42: 1.5% (3)43: 2.4% (5)44: 1.9% (4)45: 2.9% (6)46: 2.4% (5)47: 2.4% (5)48: 1.5% (3)49: 1% (2)50: 1.9% (4)51: 0.5% (1)52: 2.9% (6)53: 0.5% (1)54: 0.5% (1)55: 0.5% (1)56: 1% (2)57: 0.5% (1)59: 1.5% (3)60: 1% (2)61: 0.5% (1)62: 1% (2)63: 0.5% (1)64: 0.5% (1)65: 0.5% (1)66: 1% (2)68: 0.5% (1)69: 1% (2)70: 2.4% (5)71: 1% (2)73: 0.5% (1)74: 0.5% (1)82: 0.5% (1)84: 0.5% (1)1520253035404550556065707580850510152025
Пол
050100жж: 63.1% (130)мм: 36.9% (76)
Семья?
050100150NoneNone: 76.7% (158)семья 11семья 11: 1.9% (4)семья 10семья 10: 1.5% (3)семья 13семья 13: 1.5% (3)семья 16семья 16: 1.5% (3)семья 17семья 17: 1.5% (3)семья 18семья 18: 1.5% (3)семья 3семья 3: 1.5% (3)семья 4семья 4: 1.5% (3)семья 5семья 5: 1.5% (3)семья 7семья 7: 1.5% (3)семья 9семья 9: 1.5% (3)семья 1семья 1: 1% (2)семья 12семья 12: 1% (2)семья 14семья 14: 1% (2)семья 15семья 15: 1% (2)семья 2семья 2: 1% (2)семья 6семья 6: 1% (2)семья 8семья 8: 1% (2)
Уровень образования?
020406080ВысшееВысшее: 48.1% (99)Неполное высшееНеполное высшее: 33.5% (69)Основное (9 классов)Основное (9 классов): 9.2% (19)Профессиональное (техникум/колледж)Профессиональное (техникум/колледж): 6.3% (13)Среднее (11 классов)Среднее (11 классов): 2.9% (6)
Формат опроса?
050100150ОнлайнОнлайн: 79.6% (164)ОффлайнОффлайн: 20.4% (42)