Вариативность произношения числительных (50, 60, 70, 80) в зависимости от стиля речи

Информация

Автор: Вебер Анастасия, Джиоева Лика, Даньшина Анастасия, Ехаева Алина, Намаканова Александра, Вайсман Владимир, Невар Юсте

Дата: 2019-02-12

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Целью нашего исследования является выявление закономерностей в вариативности произношения людьми числительных 50, 60, 70 и 80 в зависимости от стиля речи (неформального и формального), а также ее спонтанности. Мы выдвинули 2 гипотезы: первая гипотеза о том, что не совсем нормативное произношение (проглатывание звуков) свойственно скорее неформальному стилю. Для формального же стиля характерно произношение, соответствующее норме. Вторая гипотеза - в спонтанной речи люди чаще используют краткие формы числительных. Для этого исследования мы опросили информантов разного пола, профиля образования (гуманитарное или техническое). Возрастная группа - 14-22 года. Большинство из опрошенных нами – студенты и школьники. Нашей задачей было построить эксперимент так, чтобы информант сумел вовремя переключиться с неформального стиля на формальный. Для этого нужно было объединить информантов в команды, где в каждой группе было бы по два или три человека. Также важно было наличие у них между собой близкого общения или хотя бы знакомства. Именно это помогло нам добиться неформальности речи в начале эксперимента. Для того чтобы получить от информантов (произнесение разных стилей) и формальный, и неформальный стиль, мы использовали несколько методов. Сначала мы предлагали информантам в группах обсудить и попробовать найти ответ на вопросы викторины. В вопросах и вариантах ответов викторины содержались нужные нам переменные (числа). Обсуждая между собой варианты, информанты использовали неформальный стиль. Если же нам не удавалось собрать группу, интервьюер, который так же близко знаком с информантов, сам вступал с опрашиваемым в диалог, рассуждая вместе с ним и пытаясь направить его к нужному ответу. При этом не употребляя интересующие нас числительные, чтобы не повлиять на произношения информанта. После обсуждения мы просили информантов записать официальный ответ на каждый вопрос, уверяя их в том, что дальнейшее изучение будет проходить именно с ответами. Так мы предполагали получить более официальный стиль.Еще одним заданием было чтение небольшого текста технической направленности, содержащий нужные числительные. Последние задание в эксперименте - это таблица умножения. Информанты должны были как можно быстрее ответить на простые математические выражения. Текстом и таблицей умножения мы пытались добиться от информантов спонтанности и не спонтанности речи.В формальном стиле полные формы используются чаще, чем в неформальном. В наиболее спонтанной речи, при разговоре между людьми (ответ, диалог) полные формы используются реже, чем при более осознанной речи, когда человек отвечает на вопросы только числами (таблица умножения) или при чтении. В самой спонтанной речи (диалог) женщины чаще используют краткую форму, а когда они знают, что их записывают (ответ, таблица умножения), у них по сравнению с мужчинами резко повышается количество полных форм в речи. Гуманитарии в целом используют полные формы чаще математиков, но в диалоге они используют их реже. Чем выше уровень образования, тем чаще используется более нормативный вариант, независимо от стиля.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
метод?
Результат
Вариативность
Возраст?
Пол
Профиль образования
Уровень образования