1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Сочетание нового звательного падежа от неполных имён с обращением на Вы в русском языке

Информация

Автор: Фёдор Голосов, Aнна Клезович, Анастасия Панова

Дата проведения исследования: 2017-12-24

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Описание

Известно, что в русском языке отношения между собеседниками маркируются с помощью выбора между обращением на ты и обращением на Вы. Однако сравнительно недавно в русском языке предположительно появился ещё один способ выразить степень близости отношений между собеседниками: он заключается в использовании или не использовании форм нового звательного падежа от неполных имён (Маш, Варь, Коль и др.). Основываясь на этой гипотезе, мы сосредоточились на более конкретном вопросе: как эти два способа сосуществуют в русском языке. Кажется, что естественными сочетаниями являются те, которые представлены в примерах (2-3). Пример (1) также признаётся нормативным, а с примером (4) возникли трудности. 1)ok Лёша, тебе чай или кофе?; 2)ok Лёш, тебе чай или кофе?; 3)ok Лёша, Вам чай или кофе?; 4)? Лёш, Вам чай или кофе? Цель данного исследования – выяснить, от каких социолингвистических факторов зависит приемлемость примеров типа (4). Данные для этой работы собирались двумя методами – двумя опросами и корпусным исследованием. Основной задачей корпусного исследования было узнать, когда примерно звательный падеж начал встречаться в связке с обращением на Вы. Поскольку примеров с размеченным звательным падежом оказалось очень мало, мы решили провести анализ конкретных вхождений. Мы искали звательные формы от таких имён, как Маша, Даша, Паша, Саша, Ваня, Лёша, Миша, Юля, Соня, Вася, Таня, Полина, Аня, Гоша, Люба, Наташа, Ксюша, Никита, Маруся, Валя, Серёжа, Люся. При подборке имён учитывалась их популярность, а также отсутствие омонимии звательного падежа с каким-нибудь другим словом: по этой причине мы не включили, например, такие имена, как Костя и Коля. Первый опрос проводился в бумажной форме. Респондентам предлагалось выбрать, насколько приемлемыми они считают следующие 6 предложений:Саш, тебе чай или кофе?; Саш, Вам чай или кофе?; Жень, передай хлеб, пожалуйста.; Жень, передайте хлеб, пожалуйста.; Валь, ты получил(а) моё письмо?; Валь, Вы получили моё письмо? Оценить данные высказывания нужно было по шкале от 1 до 3, где 1 – «Да, я бы так сказал(а)», 2 – «Я бы так не сказал(а), но слышал(а), что так говорят» и 3 – «Нет, я бы так не сказал(а) и никогда не слышал(а), чтобы так говорили.». В этом опросе поучаствовало 139 респондентов. О каждом респонденте были собраны следующие метаданные: возраст, пол, уровень образования, место рождения. Анкеты собирались в школе «Интеллектуал» среди школьников и преподавателей, в поликлинике среди людей старшего возраста, на курсах РЖЯ, среди родственников и друзей авторов. Второй опрос проводился онлайн. Респондентам предлагалось оценить нормальность использования нового звательного падежа в трёх ситуациях: Обращение студента к молодому преподавателю, Общение между родителями в детском саду, Обращение профессора к студенту. Предложенные варианты ответа: Так можно сказать, звучит вполне нормально.; Вроде бы нормально, но звучит немного невежливо, фамильярно.; Это было сказано довольно грубо. В данном опросе собирались те же метаданные, что и в первом опросе. Количество респондентов составило 584 человека. Нашлось всего 9 примеров из корпуса, удовлетворяющих нашим условиям. Все они принадлежат XXI веку, благодаря чему мы можем констатировать, что изучаемое нами явление появилось совсем недавно. Самый ранний пример датирован 2002 годом: (1) Я, Маш, знаете, всю жизнь завидовала людям, которые могут вести дневники. [Мария Варденга. Сати Спивакова. Соло второй скрипки (2002) // «Домовой», 2002.01.04] Была посчитана статистика хи-квадрат в R, чтобы узнать от каких из собранных социолингвистических параметров зависит использование «Вы» с новым звательным падежом. Предложения 1, 3, 5 исключались из данного анализа, так как в этих предложениях новый звательный падеж сочетался с обращением на «ты», что большинство респондентов считали приемлемым. В результате была найдена зависимость от уровня образования и возраста. При подсчете зависимости от уровня образования участники опроса делились на две группы, которые условно можно обозначить как «учился в институте»/ «не учился в институте» (т.е. уровень образования = высшее, неоконченное высшее Vs. уровень образования = неоконченное среднее, среднее, среднее специальное). Полученное p-value =2.112e-06. Но, как будет видно дальше, это наблюдение не подтверждается результатами второго опроса, в котором было больше респондентов, в связи с чем мы решили посчитать Welch Two Sample t-test. Полученное p-value = 0.8019, значит, на самом деле зависимости нет. Первый опрос также показывает наличие зависимости от возраста, а именно: взрослые респонденты чаще считают употребление нового звательного либо грубым, либо неприемлемым. Для подсчёта зависимости от возраста, респонденты были поделены на три возрастные группы так, чтобы количество людей в каждой из трёх групп было примерно одинаковым. Получившиеся группы: возраст < 17 (56 респондентов), 17 ≤ возраст < 33 (45 респондента), возраст ≥ 33 (38 респондентов). p-value = 1.453e-06. Следовательно, зависимость есть. Для второго опроса также была посчитана статистика хи-квадрат в R. Различия между ситуациями мы не проводили, все ответы анализировались сразу, так же, как в первом опросе. Зависимости от уровня образования на материале второго опроса мы не обнаружили, а зависимость от возраста подтвердилась. Чтобы в каждой группе была примерно одинаковое количество респондентов, мы поделили выборку на три группы следующим образом: 1: возраст < 19 (187 респондентов); 2: 19 ≤ возраст < 26 (197 респондентов); 3: возраст ≥ 26 (198 респондентов). p-value = 3.132e-05, то есть зависимость есть. Синий и зелёный столбцы последовательно повышаются, а розовый – понижается. Следовательно, чем старше респондент, тем вероятнее он запретит сочетание нового звательного с обращением на Вы. Если же смотреть на разницу в ответах в зависимости от ситуаций, предложенных во втором опросе, распределение оказывается следующим: для первой ситуации с молодым преподавателям большинство считают, что так можно обратиться, но при этом в данном вопросе вариант ответа «Это было сказано довольно грубо» является самым частотным по сравнению с другими двумя ситуациями. Во второй и третей ситуациях большинство опрошенных проголосовали за «Вроде бы нормально, но звучит немного невежливо, фамильярно». По результатам обоих опросов видно, что благосклонность к употреблению звательного падежа при обращении на Вы растёт с уменьшением возраста носителя Второй опрос показывает, что важно, при разговоре с кем вы употребляете новый звательный (в связке с «Вы»): большинство носителей определило обращение к молодому преподавателю фамильярным, а к студенту или родителю в садике – нормальным. Судя по всему, с возрастом люди становятся увереннее в своей языковой интуиции и гораздо реже выбирают вариант ответа «Я бы так не сказал(а), но слышал(а), что так говорят» или «Вроде бы нормально, но звучит немного невежливо, фамильярно.». Корпусное исследование помогло датировать появление изучаемого нами языкового явления: начало XXI века, самый первый пример с употреблением «Вы» в связке со звательным падежом датирован 2002 годом.

Отображаются данные о респондентах из