1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

щас/сейчас как показатель социолингвистической вариативности переключений между стилями в речи школьников

Информация

Автор: Виняр Алексей, Ефимова Татьяна, Герасименко Екатерина

Дата проведения исследования: 2016-02-02

Место проведения исследования: Школы г. Москвы

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В своем исследовании мы рассматриваем, как в определенном сообществе с точки зрения социолингвистики устроена способность переключения с формального на неформальный код у разных носителей. Для изучения нами были выбраны именно сообщества школьников в школах разного престижа, так как: 1) Сообщество школьников позволяет отсеять многие малорелевантные, но способные повлиять на результат социальные факторы, связанные со вниманием к речи и оценки своей роли и роли собеседника, такие как работа, возраст (частично), семейное положение. Относительно доступен способ проконтролировать гипотетически важные социальные переменные благодаря информаторам из самого сообщества, что помогло ограничить выборку. 2) Проведение сбора данных в школе в ситуации, которая прежде всего для школьников предполагает формальное общение, как нельзя лучше помогает отследить выбора кода в ходе эксперимента. Исследование влияния социальных факторов на переключение с формального на неформальный стиль речи у школьников проводилось на основании переменной (щас/сейчас). Вхождение этой переменной можно получить достаточно чисто и естественно в экспериментах на разные стили произнесения, так как эта переменная не слишком сильно контролируется и осознается, хоть и является очевидным маркером стиля. Несмотря на то что даже внутри невариативной языковой системы существуют контексты, исключающие один из вариантов переменной, само употребление выражения, требующего варианта /ш'ас/ можно считать переходом на неформальный стиль речи. В исследовании для получения материала использовались короткие интервью со школьниками на нейтральные темы, в ходе которых мы использовали неформальный стиль речи, в том числе употребляя вариант /ш'ас/, что некоторым образом конфликтовало с привычной для школьников ситуацией формального общения. Интервью записывались на диктофон, а затем анализировались. Для анализа вариативности в менее формальной ситуации использовались специально созданные связные тексты с предложениями-филлерами. Некоторые слова в тексте были заменены на картинки для отвлечения внимания школьников, что необходимо для уменьшения влияния орфографии на выбор варианта при произнесении. Для каждой из исследуемых групп для составления выборки нами была получена информация об успеваемости и "социальной уверенности" учеников от людей, тесно включенных в их сообщество: двух учителей и одной одиннадцатиклассницы. В выборку, составившую 62 информанта, были включены некоторые "крайние случаи" этих социальных переменных - явные "аутсайдеры" и "лидеры", что позволяет проверить корреляцию. Финальный этап исследования заключался в установлении наличия или отсутствия связи между значениями социальных переменных (возрастной группы, пола, школьной успеваемости и социальной уверенности) и предпочтением в выборе того или иного варианта переменной. Как показало исследование, разница между престижностью школ и успеваемостью отдельных частников не влияет на способность говорящих переключаться на неформальный стиль речи. С другой стороны, "чисто социальные" переменные, такие как пол и "социальная уверенность", связаны с переключением на неформальный стиль ожидаемым образом: в среднем мальчики во всех сообществах употребляют чаще неформальный вариант /ш'ас/, а в 8-11 классах школьники, являющиеся лидерами в своем сообществе, также склонны к употреблению неформального варианта. Достаточно неожиданной оказывается ситуация в 6 классах, где в отношении "социальной уверенности" наблюдается другая картина, однако эти результаты, хоть и могут получить объяснение, требуют дальнейшей проверки.

Отображаются данные о респондентах из