щас/сейчас как показатель социолингвистической вариативности переключений между стилями в речи школьников

Информация

Автор: Виняр Алексей, Ефимова Татьяна, Герасименко Екатерина

Дата: 2016-02-02

Место: Школы г. Москвы

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В своем исследовании мы рассматриваем, как в определенном сообществе с точки зрения социолингвистики устроена способность переключения с формального на неформальный код у разных носителей. Для изучения нами были выбраны именно сообщества школьников в школах разного престижа, так как:1) Сообщество школьников позволяет отсеять многие малорелевантные, но способные повлиять на результат социальные факторы, связанные со вниманием к речи и оценки своей роли и роли собеседника, такие как работа, возраст (частично), семейное положение. Относительно доступен способ проконтролировать гипотетически важные социальные переменные благодаря информаторам из самого сообщества, что помогло ограничить выборку.2) Проведение сбора данных в школе в ситуации, которая прежде всего для школьников предполагает формальное общение, как нельзя лучше помогает отследить выбора кода в ходе эксперимента. Исследование влияния социальных факторов на переключение с формального на неформальный стиль речи у школьников проводилось на основании переменной (щас/сейчас). Вхождение этой переменной можно получить достаточно чисто и естественно в экспериментах на разные стили произнесения, так как эта переменная не слишком сильно контролируется и осознается, хоть и является очевидным маркером стиля. Несмотря на то что даже внутри невариативной языковой системы существуют контексты, исключающие один из вариантов переменной, само употребление выражения, требующего варианта /ш'ас/ можно считать переходом на неформальный стиль речи. В исследовании для получения материала использовались короткие интервью со школьниками на нейтральные темы, в ходе которых мы использовали неформальный стиль речи, в том числе употребляя вариант /ш'ас/, что некоторым образом конфликтовало с привычной для школьников ситуацией формального общения. Интервью записывались на диктофон, а затем анализировались. Для анализа вариативности в менее формальной ситуации использовались специально созданные связные тексты с предложениями-филлерами. Некоторые слова в тексте были заменены на картинки для отвлечения внимания школьников, что необходимо для уменьшения влияния орфографии на выбор варианта при произнесении. Для каждой из исследуемых групп для составления выборки нами была получена информация об успеваемости и "социальной уверенности" учеников от людей, тесно включенных в их сообщество: двух учителей и одной одиннадцатиклассницы. В выборку, составившую 62 информанта, были включены некоторые "крайние случаи" этих социальных переменных - явные "аутсайдеры" и "лидеры", что позволяет проверить корреляцию. Финальный этап исследования заключался в установлении наличия или отсутствия связи между значениями социальных переменных (возрастной группы, пола, школьной успеваемости и социальной уверенности) и предпочтением в выборе того или иного варианта переменной.Как показало исследование, разница между престижностью школ и успеваемостью отдельных частников не влияет на способность говорящих переключаться на неформальный стиль речи. С другой стороны, "чисто социальные" переменные, такие как пол и "социальная уверенность", связаны с переключением на неформальный стиль ожидаемым образом: в среднем мальчики во всех сообществах употребляют чаще неформальный вариант /ш'ас/, а в 8-11 классах школьники, являющиеся лидерами в своем сообществе, также склонны к употреблению неформального варианта.Достаточно неожиданной оказывается ситуация в 6 классах, где в отношении "социальной уверенности" наблюдается другая картина, однако эти результаты, хоть и могут получить объяснение, требуют дальнейшей проверки.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Класс
Пол
Престижность школы
Социальная уверенность
Успеваемость