Исследование вариативности произношения сочетания -чн- в слове "скворечник".

Информация

Автор: Надежда Пельц, София Федотова, Диана Вейсброд, Елизавета Вакурова, Валерия Гребнева, Юлия Горшкова, Татьяна Перевощикова

Дата: 2020-02-10

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Предметом для исследования была выбрана вариативность в произношении сочетания -чн- в слове “скворечник". Сочетание -чн-, как правило, произносится в соответствии с написанием, то есть [ч’н], однако в ряде слов (скворечник, конечно, скучно…) нормированным считается произношение [шн]. В связи с этим в языке наблюдается тенденция к выравниванию по основной норме, то есть к произношению [ч’н]. В ходе исследования были устно опрошены 169 человек из Москвы разных гендеров, возрастов и уровней образования. В ходе работы с информантами были использованы следующие методы: эксперименты двух видов и интервью; все ответы были записаны на диктофон. 1) На первом этапе респондентам были представлены картинки, среди которых была и такая, на которой был изображен скворечник. Данный метод выявлял, как информант произносит слово “скворечник” в спонтанной речи. 2) Следующим шагом было чтение вслух небольшого оригинального текста, содержащего слово “скворечник”, что требовало уже большей осознанности при произношении слов. 3) На этапе интервью информанты должны были ответить на вопрос о том, как правильно произносится слово “скворечник”, что заставляло их задуматься и дать осознанный ответ. Так как в школе обычно проходят или по крайней мере затрагивают тему произношения слов как “скворечник”, мы ожидали что произношение через [ш] через все три этапа будет преобладать, и особенно доминировать на финальном этапе. Наша гипотеза подтвердилась лишь частично: действительно, произношение через [ш] в среднем частотнее, но частотность варианта [ч’н] увеличилась по мере повышения осознанности речи. Зависимости от возраста, гендера и уровня образования нами установлено не было.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст
Пол
Уровень образования