Вариативность ударения в слове «жалюзи»

Информация

Автор: Конина Динара, Гольдберг Лиза, Шнайдштейн Александр, Седунова Софья, Меркулова Маргарита

Дата: 2024-03-11

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Виняр Алексей Игоревич

Описание

Исследование рассматривает вариативность ударения в слове французского происхождения «жалюзи». Было выделено два варианта: жАлюзи и жалюзИ. Предполагалось, что вариативность зависит от пола (женщины употребляют нормативный вариант чаще, чем мужчины), изучения французского языка (изучающие французский язык употребляют нормативный вариант чаще), сдачи ЕГЭ (респонденты, которые сдавали ЕГЭ и, соответственно, готовились к заданию на постановку ударения, чаще употребляют нормативный вариант) и уровня образования (наличие высшего образование предполагает употребление нормативного варианта). Также изучалось наличие корреляции между возрастом и нормативностью. Было опрошено 108 респондентов, проживающих в Москве. Респонденты были разделены на 4 группы: 1 группа – респонденты возраста 18-22 года (сдавали ЕГЭ совсем недавно), 2 группа – респонденты возраста 23-37 лет (сдавали ЕГЭ относительно давно), 3 группа – респонденты возраста 38-55 лет (не сдавали ЕГЭ, но знакомы с жалюзи с молодого возраста), 4 группа – респонденты возраста 56-85 лет (не сдавали ЕГЭ, в молодости не были знакомы с жалюзи). Опрос проводился в 3 этапа – от неосознанного к осознанному. На первом этапе предлагалось описать картинку, на которой изображались предметы интерьера, включая жалюзи. На втором этапе предлагалось прочитать текст, в котором присутствовали разные предметы интерьера, включая жалюзи. На третьем этапе задавался прямой вопрос о том, какое ударение респондент считает нормативным. Было выявлено, что сдача ЕГЭ является определяющим фактором при выборе ударения. Респонденты, сдававшие ЕГЭ, употребляют нормативный вариант чаще, чем те, кто его не сдавал, и эта разница является статистически значимой. Это отражается и в анализе возрастных групп – 1 группа чаще использует нормативный вариант ударения (это объясняется пересечением двух социальных параметров – возраст и сдача ЕГЭ). Наблюдается зависимость от пола. С возрастанием осознанности употребления слова вероятность выбора нормативного варианта у женщин увеличивается. У мужчин такая тенденция отсутствует. Не подтвердилось, что наличие высшего образования и изучение французского языка влияют на склонность к употреблению нормативного варианта. Предлагается провести аналогичное исследование в будущем и расширить выборку мужчин, людей, изучающих французский язык, и представителей 2-4 возрастных групп, имеющих только среднее общее образование.

/ респондентов
/ строк
Тур
возрастная группа?
пол
сдача ЕГЭ
уровень образования
изучение французского языка
Слово
Метод
Результат
Вариативность