Исследование твердости/мягкости начального согласного в словах дедлайн, декан, сессия
Дата: 2020-02-11
Место: Высшая Школа Экономики
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
Цель: исследовать зависимость произношения от возраста и от активности употребления слова Респонденты: те, кто часто употребляет исследуемые слова (студенты, преподаватели) и те, кто употребляет их очень редко или не употребляет вообще (школьники, взрослые люди, которые не работают в университете) Методы: спонтанный - ответы на вопросы; полуспонтанный - чтение текста; осознанный - прямой вопрос “как правильно?” Выводы: Молодые говорят твердо чаще, чем взрослые, а университетские - чаще, чем сторонние люди. Сессия и дедлайн осознаются как иностранные (“надо с твердым, потому что они английские - deadline и session”), поэтому их произношение приближается к оригиналу; декан русифицировалось, и к нему чаще применяются правила чтения русского языка. Различение в употреблении дедлайна и сессии незначительно, но из статистики употребления декана видно, что респонденты с неактивным употреблением при неосознанном произнесении чаще отдают предпочтение мягкому варианту, а с активным – твердому. При этом первые при осознанном произнесении склоняются к твердому варианту, возможно, пытаясь подстроить произнесение под вторых.