Вариативность «что» и «то что» при построении сложноподчинённых предложений со значением выражения мнения

Информация

Автор: Ганкин Давид Григорьевич, Гончарова Анна Витальевна, Иванина Мария Александровна, Радионова Анастасия Вадимовна, Фадеев Никита Алексеевич, Якубой Андрей Иванович

Дата: 2022-02-25

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Мы рассматривали вариативность в употреблении ненормативного разговорного союза «то что» вместо нормативного «что» при построении сложноподчинённых предложений со значением выражения мнения (от I и III лица) в речи жителей Москвы и Московской области. Самые частотные модальные глаголы со значением мнения: думать (я думаю/он думает), казаться (мне кажется/ему кажется), считать (я считаю/он считает) и так далее). Предполагалось, что употребление того или иного варианта зависит от возраста: чем младше говорящий, тем вероятнее он выберет «то что», потому что этот разговорный союз появился в русском языке относительно недавно, а молодёжь, как известно, раньше других принимает языковые изменения. Кроме того, мы предполагали, что употребление зависит от уровня образования: чем он выше, тем вероятнее говорящий выберет нормативный «что». Наконец, немаловажный фактор — спонтанность речи: чем спонтаннее речь, тем вероятнее употребление «то что». Нами было опрошено 89 человек — жителей Москвы и Московской области разных возрастов и уровней образования. Опрошенные были разделены на три возрастные группы: 17-25, 25-40 и 40+ (это разделение примерно соответствует роду занятий человека), а также по уровню образования (школьник, среднее полное (на данный момент студент; люди, которые окончили школу и не продолжили образование, участие в опросе не принимали), среднее специальное, высшее, кандидат наук и доктор наук (незначительное количество). При исследовании проводилось три эксперимента: — эксперимент на выражение своего мнения: респонденту задавались вопросы о его личных предпочтениях, которые должны спровоцировать на произнесение исследуемой конструкции. Вопросы: «как вы думаете / считаете, путешествовать лучше на самолётах или поездах?»; «как вы думаете/считаете, лучше готовить еду самостоятельно или заказывать уже готовую?». Ожидались фразы, начинающиеся с «я думаю, (то)что..., я считаю, (то)что и так далее). — Эксперимент на выражение чужого мнения: респонденту предлагалось прочитать небольшой текст-рассуждение и выразить (пересказать) мнение автора. Ожидались фразы вроде «автор думает, (то)что..., автору кажется, (то)что... — прямой вопрос: респондентам предлагалось прослушать аудиозапись, содержащую предложение «мы считаем, то что учиться в ущерб здоровью неправильно» и сказать, правильное ли оно (грамматичное). Были получены следующие результаты. 1. Абсолютное большинство респондентов склонны к употреблению нормативного «что». 2. В первом и втором экспериментах почти никто не употреблял конструкции с «то что». Мы связываем это с недостаточно неформальной обстановкой, так как респондент знает, что участвует в неком опросе. Соответственно, речь была не такой спонтанной. Для получения лучших результатов следует дольше разговаривать с респондентом (желательно, чтобы человек вообще не знал, что участвует в эксперименте). Кроме того, в русском языке есть другие способы выражения своего мнения без построения сложноподчинённых предложений, поэтому в первом эксперименте значительное количество респондентов не употребило нужной конструкции вообще. 3. В третьем эксперименте люди старшего возраста чаще, чем молодые говорящие, не замечали ошибку при прослушивании предложения с «то что». Это опровергает первоначальное предположение. Мы думаем, что это связано с тем, что у молодых людей ещё свежа в памяти школьная программа, которая, в том числе, учит более правильной речи. При этом неверно говорить, что такие люди считают вариант с «то что» правильным: скорее, они просто не обращают внимание на «то», когда слышат такое предложение. 4. Люди с высшим образованием чаще не замечают ошибку при прослушивании предложения с «то что». Наши предположения аналогичны п.3.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод?
Результат?
Вариативность
Возраст?
Образование?