Исследование вариативности ударения в глаголе "включит"

Информация

Автор: Егорова Евгения, Кошкина Ксения, Кузнецов Гриша, Мустецова Софья, Папоротский Михаил, Чижикова Анастасия, Шитикова Елизавета

Дата: 2019-02-11

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В данном исследовании мы попытались выяснить, как зависит вариативность в ударении глагола “включит” от возраста респондента. Мы сделали акцент на возрастных группах от школьников 9 класса до студентов университета и выдвинули гипотезу о том, что нормативное ударение (на окончание) будет встречаться тем чаще, чем ближе возрастная группа респондента к точке сдаче ЕГЭ, при подготовке к которому школьников заставляют выучивать “нормы”. Для контроля был взят также глагол “слепит”, для которого, согласно словарю, нормативно ударение на последний слог, однако в ЕГЭ этот глагол не встречается. Было опрошено 132 респондента, все жители Москвы в следующих возрастных группах: “школьники 9 класса и младше”, “школьники 10 класса”, “школьники 11 класса”, “студенты 1-2 курса”, “студенты 3 курса - взрослые до 30 лет” и контрольная группа людей старше 30 лет. Было проведено три эксперимента. В первом от информанта требовалось прочитать несколько предложений вслух и заполнить пропуски, причем заполнение пропусков не было связано с целью исследования, а лишь отвлекало респондентов и провоцировало более спонтанное произнесение. Во втором эксперименте респондентам нужно было прочитать вслух небольшой текст, в третьем они отвечали на прямой вопрос “Как правильно?”. Было выявлено, что ожидаемая зависимость проявляется в третьем эксперименте: на вопрос “как правильно: вклЮчит или включИт?” нормативный ответ "включИт" наиболее распространен у респондентов 11 класса и 1-2 курса. Примечательно, что общее количество употреблений “включИт” и “слепИт” по всем экспериментам крайне мало. Даже при знании о нормативном ударении респонденты редко употребляли его в спонтанном произношении и прочтении текста. Важно заметить, что проявление вариативности ударения глаголов “включит” и “слепит” в некоторой степени отличается. Меньше респондентов в третьем эксперименте говорили нормативное ударение глагола “слепит”, чем нормативное ударение глагола “включит”. С другой стороны, спонтанное прочтение “слепИт” было более распространено, чем спонтанное прочтение “включИт”. Все это говорит о том, что включение глагола в задание ЕГЭ дает представление о нормативной норме, но практически не влияет на то, как человек произносит глагол в спонтанной речи.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод?
Результат?
Вариативность
Возраст?
Пол
Уровень образования