1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности ударения в глаголе "включит"

Информация

Автор: Егорова Евгения, Кошкина Ксения, Кузнецов Гриша, Мустецова Софья, Папоротский Михаил, Чижикова Анастасия, Шитикова Елизавета

Дата проведения исследования: 2019-02-11

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

В данном исследовании мы попытались выяснить, как зависит вариативность в ударении глагола “включит” от возраста респондента. Мы сделали акцент на возрастных группах от школьников 9 класса до студентов университета и выдвинули гипотезу о том, что нормативное ударение (на окончание) будет встречаться тем чаще, чем ближе возрастная группа респондента к точке сдаче ЕГЭ, при подготовке к которому школьников заставляют выучивать “нормы”. Для контроля был взят также глагол “слепит”, для которого, согласно словарю, нормативно ударение на последний слог, однако в ЕГЭ этот глагол не встречается. Было опрошено 132 респондента, все жители Москвы в следующих возрастных группах: “школьники 9 класса и младше”, “школьники 10 класса”, “школьники 11 класса”, “студенты 1-2 курса”, “студенты 3 курса - взрослые до 30 лет” и контрольная группа людей старше 30 лет. Было проведено три эксперимента. В первом от информанта требовалось прочитать несколько предложений вслух и заполнить пропуски, причем заполнение пропусков не было связано с целью исследования, а лишь отвлекало респондентов и провоцировало более спонтанное произнесение. Во втором эксперименте респондентам нужно было прочитать вслух небольшой текст, в третьем они отвечали на прямой вопрос “Как правильно?”. Было выявлено, что ожидаемая зависимость проявляется в третьем эксперименте: на вопрос “как правильно: вклЮчит или включИт?” нормативный ответ "включИт" наиболее распространен у респондентов 11 класса и 1-2 курса. Примечательно, что общее количество употреблений “включИт” и “слепИт” по всем экспериментам крайне мало. Даже при знании о нормативном ударении респонденты редко употребляли его в спонтанном произношении и прочтении текста. Важно заметить, что проявление вариативности ударения глаголов “включит” и “слепит” в некоторой степени отличается. Меньше респондентов в третьем эксперименте говорили нормативное ударение глагола “слепит”, чем нормативное ударение глагола “включит”. С другой стороны, спонтанное прочтение “слепИт” было более распространено, чем спонтанное прочтение “включИт”. Все это говорит о том, что включение глагола в задание ЕГЭ дает представление о нормативной норме, но практически не влияет на то, как человек произносит глагол в спонтанной речи.

Отображаются данные о респондентах из