1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности ударения в слове ТВОРОГ

Информация

Автор: Проценюк Екатерина, Зеленкова Валерия, Фомина Дарья, Малиновская Светлана, Аль-Рубайи Елена

Дата проведения исследования: 2016-02-01

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

1. Для исследования вариативности ударения в слове творог был опрошен 141 житель Москвы. 132 информанта ( 93,6%) - уроженцы столицы, тогда как остальные 9 информантов (6,4%) переехали в Москву из других областей в возрасте от 18 до 30 лет. 2. Для проведения исследования было подготовлено три эксперимента: называние картинок, чтение текста вслух, ответ на прямой вопрос об орфоэпической норме. Такой порядок проведения экспериментов соответствует движению от менее осознанного к более осознанному произнесению слова. а) Эксперимент с картинками. Респондентам было предложено пять рядов цветных, распечатанных на бумаге, картинок. Каждый ряд представлял собой изображение набора продуктов (от 4 до 7 ингредиентов), которые можно объединить в один рецепт (приготовить какое-либо блюдо, используя все изображенные продукты). Испытуемым предлагалось назвать каждый продукт, а затем предположить, какое блюдо можно из этих продуктов приготовить. Респондентам цель исследования была представлена как "выявление особенностей отношения мужчин и женщин к готовке", придумывание рецептов позволяло отвлечь внимание участников от называния рядов продуктов. Два ряда из пяти содержали изображение творога и были показаны вторым и пятым по счету, чтобы избежать возможности угадывания респондентом какой-либо закономерности, связанной с появлением творога на картинках. Также некоторые ряды содержали одинаковые продукты, чтобы отвлечь респондента от повторного появления творога на картинках. Фиксировались только называния слова "творог", рецепты, придуманные респондентом, не заносились в лист сбора данных. Кроме ответов, записывались также пол, возраст, место рождения, для тех, кто родился не в Москве, - информация о том, сколько лет человек проживает в Москве. Ударение на первом слоге помечалось цифрой 1, на втором - 2. б) Чтение текста вслух. Текст был взят со страницы в социальной сети Вконтакте. Тематика - небольшой эпизод бытового уровня из жизни автора текста и его племянницы (103 слова). Слово "творог" содержится там в двух формах: "творог" И.п. и "творога" Р.п. Кроме исследуемого слова, в тексте встречаются и другие слова, в которых также возможна вариативность в произношении (яичница, бутерброды). Набор продуктов, упомянутый в тексте, частично схож с продуктами из предыдущего эксперимента, что обеспечивает смысловую и логическую взаимосвязь экспериментов. Фиксировались ударения в обеих формах. в) Вопрос: "Как Вы считаете, как правильно говорить: "твОрог", "творОг", или возможны оба варианта?". Ответ отражает осознанные представления носителя об орфоэпической норме. В листе ответов фиксировалось: 1 - "верно "твОрог"", 2 - "верно "творОг"", 3 - "затрудняюсь ответить", 4 - "оба варианта верны". После фиксирования результатов эксперимента (в) участнику сообщалось об истинной цели исследования. Некоторые результаты опроса были записаны на диктофон; в этом случае перед записью было получено согласие респондента на ведение аудиозаписи. Имена участников не фиксировались с целью сохранения анонимности, никакие другие данные, кроме пола, возраста, места рождения и времени проживания в Москве зафиксированы не были. 3. Выборка была в достаточно высокой мере сбалансирована по возрасту и полу. При опросе информантов учитывалось равномерное распределение информантов по 5 заранее выделенным возрастным группам: от 10 до 17 лет; от 18 до 30; от 31 до 50; от 51 до 70; от 71 и старше. В результате в каждой возрастной группе было опрошено 6 человек (3 женского и 3 мужского пола), однако затруднения возникли с информантами последней возрастной группы (71 год и старше), в которой было опрошено 8 информантов мужского и 13 женского пола. В качестве социальной переменной был выбран возраст, профессии информантов не принимались во внимание, однако при проведении эксперимента мы старались опрашивать информантов разных профессий.

Отображаются данные о респондентах из