Варьирование рода окказиональных заимстований в речи разных возрастных групп (на материале наименований предметов бренда "Икеа")
Дата: 2022-02-24
Место: Высшая школа экономики
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
Объектом данного исследования стал род окказиональных заимствований в речи, предметом - варьирование рода окказиональных заимстованных наименований предметов бренда «Икеа» в речи разных возрастных групп. Была выдвинута следующая гипотеза: в речи старшего и младшего поколений определение рода у окказиональных заимствований происходит по-разному. Целью исследования стало определение наличия связи между возрастом человека и тем, какой род он приписывает окказиональным существительным. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - Отбор названий нескольких товаров с официального сайта магазина «Икеа» из раздела «Бестселлеры»; - Разработка трех заданий, порядок которых соответстует переходу от менее к более осознанному выбору рода; - Непосредственный сбор данных. Исследование представляет собой Apparent time study, поскольку одним из исследуемых социолингвистических параметров стал возраст. Респонденты были опрошены тремя способами: 1. Задание-филлер Респонденту предлагалось вставить любые прилагательные на месте пропуска перед названиями мебели и полностью прочитать три получившиеся предложения. Это позволяло добиться неосознанного согласования прилагательного и существительного в роде. 2. Задание с выбором ответа Респонденту предлагалось выбрать форму глагола, которая представлялась верной с его точки зрения. Предложения были построены по следующей структуре: *тип мебели* + *название мебели* + «была/было/был» + *остальная часть предложения*, что позволяло добиться более осознанного определения рода исследуемых слов. 3. Прямой вопрос Респонденту предлагалось для исследуемых слов выбрать именно те формы глагола из Задания 2, которые представлялись верными с точки зрения правил русского языка, а не предпочтений респондента. Эмпирической базой исследования стали жители Нижнего Новгорода и Нижегородской области следующих возрастных категорий: 16-25, 26-41, 42-71. Выборка составила 213 человек. В качестве социальной переменной рассматривался возраст респондентов. Выдвинутая гипотеза не подтвердилась, так как ответы в рамках разных возрастных групп были практически одинаковыми.