Оплачивать картой / по карте

Информация

Автор: Богаутдинов Марат Рушанович, Бойко Артём Вячеславович, Жукова Виктория Ивановна, Зубкова Виктория Дмитриевна, Иванова Елена Алексеевна, Краснова Виктория Александровна

Дата: 2024-03-11

Место: Москва

Описание

ИССЛЕДОВАНИЕ.
Мы исследовали вариативность употребления слова «карта» при предикате «оплачивать» среди жителей Москвы и МО. Рассматривалось противопоставление «картой» / «по карте». Мы проводили сбор данных в разных кофейнях Москвы.
ГИПОТЕЗЫ.
Мы предполагали, что вариант «картой» воспринимается как более нормативный, в связи с этим частота варианта «по карте» будет выше:
  1. при менее осознанном выборе;
  2. среди более молодых опрашиваемых;
  3. среди мужчин;
  4. среди информантов с более низким уровнем образования;
  5. среди посетителей более дешёвых (менее престижных) кофеен.
СБОР ДАННЫХ.
Было проведено два эксперимента. В рамках первого эксперимента информант отвечал на вопрос «Как будете оплачивать?» Вопрос задавал бариста, с которым мы заранее договорились о конкретной формулировке. Во втором эксперименте информанту предлагалось вставить слово «карта» в пропуски в шести предложениях в нужной форме и при необходимости с предлогом. Последним предложением было «Двойной латте и круассан. Будете оплачивать _?»
Кофейни, в которых мы собирали данные, были распределены на три ценовых сегмента в зависимости от стоимости капучино:
  • «Пан Круассан», «Cofix», «Bodro Coffee» — дешёвые, от 0,35 до 0,55 руб/мл;
  • «Школьник», «Skuratov Coffee», «Surf Coffee», «Stars Coffee» — средние, от 0,65 до 1,15 руб/мл;
  • «Bloom-n-Brew», «ABC Coffee Roasters», «YCP» — дорогие, от 1 руб/мл.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Были получены следующие результаты:
  1. Вариант «картой» действительно более частотен.
  2. Гипотезы а) и г) подтвердились: во втором эксперименте, то есть в ситуации осознанного выбора, вариант «по карте» предлагали значительно реже; среди информантов с высшим образованием вариант с предлогом также менее частотен.
  3. Гипотезы б), в) и д) не подтвердились: гендерная вариативность, вариативность по возрасту и вариативность по ценовому сегменту оказались статистически незначимыми.

/ респондентов
/ строк
Тур
Возраст?
Пол?
Образование?
Категория кофейни?
Слово
Метод?
Результат
Вариативность