Исследование вариативности постановки ударения в слове "жиза"

Информация

Автор: Анна Постникова, Александра Ногина, Глория Розовская, Анастасия Третьякова, Дарья Демина

Дата: 2019-02-12

Место: Москва

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Предмет исследования: вариативность ударения в сленговом слове «жиза».Гипотеза: чем меньше времени человек проводит в соцсетях, тем более он склонен делать ударение в слове «жиза» на первый слог, потому что такое произношение кажется менее сленговым, так как его можно проверить словами «жизненно», «жизнь».В ходе опроса использовались три эксперимента: спонтанный (показывали людям «жизненные мемы» и отслеживали их реакцию), тест-викторина по сленговым словам, ответом на один из вопросов которой было исследуемое слово, и чтение текста, в котором встречается это слово. Для того, чтобы добиться максимально естественного ответа, мы говорили с информантами, используя неформальную речь.В силу того, что исследование в основном опирается на интернет-культуру, всем нашим информантам меньше 30 лет (они являются самыми активными пользователями интернета). В итоге чтение текстов оказалось самым результативным экспериментом. Люди, проводящие в интернете 10 и более часов, тяготеют к ударению на И, так же, как и люди, тратящие менее 2х часов в интернет-пространстве. У людей, посвящающих интернету от 2 до 9 часов, произношение слова «жиза» с ударением на А действительно преобладает. Таким образом, нельзя сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась, так как после 10 часов в интернете поведение людей отклоняется от предложенного нами (возможно, это связано с небольшим количеством респондентов с таким параметром). Также важно заметить, что у людей, проводящих в интернете менее 2х часов, наблюдается полное отсутствие вариативности, т.е. они строго придерживаются одно из вариантов. Это объясняется тем, что сеть их соц.контактов мала, и их окружение знает и использует только один вариант.Женщины немного чаще говорят с ударением на И(55.2%), у мужчин же превалирует А(55.5%). Выбор женщин может обосновываться тем, что "жИза" - вариант более "статусный", но этот вопрос не входил в рамки исследования.При чтении и опросе респонденты предпочитают ударение на И, а в тесте - ударение на А. Это хорошо отражает влияние осознанности на выбор варианта: так как у варианта с ударением на И есть проверочные слова, он становится фаворитом в ситуациях, где говорящий более тщательно следит за своей речью.Люди, интересующиеся юмористическим контентом, предпочитают ударение на И (63.5%), при этоу этой группы наблюдаемся высокая вариативность (39.1%). Это объясняется их вовлечённостью в сообщество, где оба варианта активно используются, и не один не предпочтительней.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово?
Метод?
Результат?
Вариативность
Возраст?
Время?
Гендер?
Контент?