Исследование выбора рода слов "худи", "манго", "авокадо"

Информация

Автор: Приймак Александра Романовна, Слива Виктория Витольдовна, Колотева Марина Алексеевна, Билялова Динара Дамировна, Мухина Елизавета Андреевна, Фуркин Николай Алексеевич, Резник Дарья Сергеевна, Воробьёва Юлия Анатольевна

Дата: 2024-03-10

Место: высшая школа экономики, Москва

Научный руководитель: Виняр Алексей Игоревич

Описание

Суть исследования. Мы решили исследовать вариативность выбора рода таких заимствованных слов, как авокадо, манго и худи, и рассмотреть статистическое распределение между полученными вариантами употребления как в общем для всей группы опрошенных, так и в зависимости от таких различных переменных, как уровень осознанности речи (три разных), пол, возраст и сферы деятельности (работы). Также мы хотели проанализировать интересные случаи, которые могли быть выявлены в ходе исследования, например, встречается ли употребление в неосознанной речи более одного рода и какой род могут выбрать те, кто не знал/не употреблял слово до нашего опроса.

Гипотезы. Мы предполагаем, что:

1. Слова манго и авокадо чаще употребляются в среднем роде

2. Слово худи встречается во всех трёх родах, при этом при осознанном выборе рода (при ответе на вопрос, какого рода) женский встречается реже всего

3. Относительно часто люди могут неосознанно употреблять относительно недавно заимствованное слово (в нашем случае авокадо, манго и худи) в одном роде и при этом считать (при осознанном ответе), что данное слово другого рода

4. В неосознанной речи встречается употребление нескольких родов относительно недавно заимствованного слова

Сообщества. Мы исследовали тех людей, кто провёл юношество в Москве и Московской области, поскольку процесс усвоения языковой вариативности продолжается существенно дольше, чем процесс усвоения первого языка. Мы нашли необходимым, чтобы человек начал жить в Москве и области до начала взрослого возраста (т.е. в период позднеподросткового возраста, согл. ВОЗ до 19 лет, когда еще усваиваются инвентари языковых вариантов). Также стоит заметить, что некоторые изменения могут происходить и во взрослом возрасте.

Следуя таким критериям, мы можем гарантировать, что все участники находятся в одинаковых условиях по территориальным особенностям произношения слов.

Методы сбора данных:

1. Неосознанное произнесение - просим назвать предметы на картинках и описать свое к ним отношение

2. Менее неосознанное произнесение - просим назвать сочетание “цвет + предмет” по картинкам

3. Осознанное произнесение - просим определить род каждого слова из списка

Выводы.

Первый метод опроверг гипотезу о том, что манго и авокадо чаще всего употребляются в среднем роде. В случае более спонтанной речи в первом задании слово «авокадо», в отличие от манго, чаще используется в мужском роде. Гипотеза о том, что слово худи в неосознанной речи встречается во всех родах, подтверждается. Самым редким вариантом при этом является женский.

Второй метод действительно подтверждает первую гипотезу о том, что манго и авокадо чаще употребляются в среднем роде, однако вторая гипотеза не может быть подтверждена или опровергнута ввиду невозможности отличить на слух окончания среднего и женского родов прилагательных в именительном падеже.

Третий метод подтверждает первую гипотезу, которая заключается в том, что слова манго и авокадо чаще всего встречаются в среднем роде, а также вторую гипотезу о том, что слово худи употребляется во всех трёх родах, и при этом женский род действительно используется реже всего.

Общие тенденции:

1. В большинстве случаев независимо от переменных средний род

2. С повышением осознанности речи больше неоднозначного выбора рода

3. Часть людей употребляет и/или называет данные слова в двух родах

Для манго: c повышением осознанности речи заметно растёт доля употребляющих/называющих средний род

Для авокадо: c повышением осознанности речи заметно растёт доля употребляющих/называющих средний род

Для худи: наличие варианта женского рода

В отличие от многих других заимствованных в последнее время слов «худи» употребляется в женском роде (но в отличие от слова «йога», где это можно объяснить аналогией с русскими словами на -а, большинство которых женского рода, не только в женском).

Исследование позволяет предположить следующее объяснение: род слова «худи» и так неоднозначен между средним и мужским, происходит выбор рода, на который может оказывать влияние слова «толстовка» (в зависимости от контекста синоним или гипероним, с кем подобная аналогия по роду, как исследование позволяет предположить, присутствует и у других заимствованных слов), а также, например, аналогично слова «кофта», что даёт женский род.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст
Время проживания в Москве или МО
Пол
Сфера деятельности