Использование “что”/”то что” при построении сложноподчиненного предложения

Информация

Автор: Чугреев Евгений Александрович, Кучев Виктор Николаевич, Машковцева Полина Юрьевна, Леонова Полина Ильинична, Будилова Зинаида Александровна, Черноморченко Полина Владиславовна, Мицюк Дарья Витальевна

Дата: 2020-02-11

Место: Москва

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Цель исследования — выяснить зависимость частоты употребления конструкции "то что" в разговорной речи вместо грамматически верного подчинительного союза "что" при построении сложного предложения (главным образом, в контексте косвенной речи и подобных ей предложений — "Он сказал...", "Он подумал...", "Он решил...") от возраста и уровня образования человека. Для этого респондентам предлагалось: 1) пересказать короткий тематический ролик (отрывок из мультфильма), что должно было спровоцировать использование косвенной речи при описании реплик персонажей (пример ожидаемого предложения — "Он зашел в дом и сказал, что..." или "Он зашел в дом и сказал, то что..."); 2) составить несколько (4-5) предложений с косвенной речью из предложенного на изображении набора: т.н. "слов автора" из одной колонки и прямой речи — из другой (Они написали нам — "Это уже было где-то"); 3) ответить на прямой вопрос — считает ли человек правильным употребление "то что" в сложноподчиненном предложении вместо "что" (пример такого предложения — "Он сказал, то что завтра поедет на пары"). Всего было опрошено 230 человек, ответы на предложенные задания записывались на диктофон с согласия участвовавших. Ответы респондентов делились нами, согласно гипотезам исследования, по уровню образования и возрасту. В том случае, когда в задании респондент не произносил предложений с ожидаемой конструкцией в принципе, ставился прочерк. Результаты показали, что грамматически неверное употребление союза зависит от возраста людей (что, в свою очередь, коррелирует с уровнем образования): выяснилось, что тенденция к употреблению (и одобрению употребления) "то что" наблюдалась у возрастной группы условно до 26 лет. Было также замечено, что конструкция "то что" характерна для более спонтанной речи — для сравнения, в задании на составление предложений "то что" употребили лишь двое опрошенных из 230, в то время как в первом задании у людей до 26 лет на конструкцию приходится около четверти всех сложноподчиненных предложений.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст
Образование