1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности при постановке ударения в 3Sg.Pres. глаголах на -ит.

Информация

Автор: Наташа Ермолаева, Артём Копецкий, Алина Шаймарданова

Дата проведения исследования: 2017-12-23

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Ронько Роман Витальевич

Описание

В ходе исследования нами было рассмотрено 10 глаголов: 5 из них являются более литературными: «городить», «кружить», «вручить», «сорить» и «манить», а 5 – более современными: «рулить», «тупить», «гуглить», «флудить» и «постить». Для каждого из глаголов был создан аналогичный фонетический контекст: односложное окружение и расположение в конце синтагмы. По результатам онлайн-опроса было получено 102 анкеты: по 102 реализации ударения для каждого глагола (итого 1020 реализаций). Распределение ударений имеет следующий вид: 594 примера – ударение на основу, 426 – на аффикс. Также мы ввели понятие тренда и выяснили, что для глаголов «городить», «кружить», «манить», «рулить», «гуглить» и «постить» трендом является ударение на основу, тогда как для «вручить», «сорить», «тупить» и «флудить» – на аффикс. В число анализируемых социолингвистических факторов входят: 1) возраст; 2) пол; 3) уровень образования; 4) следит ли человек за постановкой ударений в собственной речи в целом; 5) знакомо ли ему данное слово; 6) насколько часто человек использует данный глагол; 7) как часто информант слышит его с ударением, отличным от собственного; 8) отношение к альтернативной постановке ударения в данном слове; 9) замечал ли он за собой вариативность ударения в данном, глаголе. Необходимо отметить, что наша выборка не является полностью сбалансированной, так как информанты в возрасте до 20 лет превалируют (64%). В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Для всех рассмотренных глаголов вариация при постановке ударения может быть описана единым образом; 2. Постановка ударения зависит от определенного набора отобранных нами социолинг. факторов (далее – признаков). Основным инструментом анализа полученных данных послужили статистические критерии (точный тест Фишера для установления наличия стат. значимой зависимости между позицией ударения и определенным признаком и биномиальный тест для установления равенства долей). С их помощью было установлено, что при условии принятия гипотезы 1, исследуемая вариация не поддается описанию посредством отобранных нами признаков, а также может носить случайный характер. Как следствие, было решено выдвинуть альтернативную гипотезу 2.2: 2.2. Для каждого рассмотренного глагола вариация при постановке ударения уникальна и зависит от определенного набора признаков. В рамках данной гипотезы были получены следующие результаты: I. Признак «Возраст» стат. значим для глаголов: «рулить» (0.02), «тупить» (2e-5), «постить» (7е-5), «кружить» (0.08), «вручить» (0.08), «манить» (0.08). Существует закономерность противоположных постановок ударения для групп респондентов возраста 35+ vs. моложе 35; II. Признак «Как часто вы слышите постановку ударения, отличную от собственной» значим для глаголов: «манить» (1е-3), «постить» (1е-5), «кружить» (0.09), «рулить» (0.08). Чем более негативное отношение к альтернативной постановке ударения, тем выше вероятность постановки ударения на аналогичную тренду позицию; III. Признак «Наличие вариативности при постановке ударения» значим для глаголов: «городить» (0.049), «кружить» (0.02), «гуглить» (4е-5), «флудить» (3е-3), «постить» (0.09), «манить» (0.07). Чем чаще человек допускает вариативность в постановке ударения, тем выше вероятность постановки им ударения на аналогичную тренду позицию; IV. Признак «Отношение к альтернативной постановке ударения» оказывается значим лишь для глаголов «кружить» (0.03), «гуглить» (0.04), «флудить» (1e-3) и «постить» (0.01). На основании этих данных мы пришли к следующему выводу: среди тех, кому альтернативная от их собственной постановка ударения «режет» слух, доля постановок, аналогичных тренду, наиболее высока, а для групп с положительным отношением характерно ровно обратное; V. Признак «Знаком ли глагол» значим только для «флудить» (4e-3) и «постить» (0.01). Для глагола «постить» интересно отметить то, что люди, которые его не знают, склонны ставить ударение на аффикс. Предполагаем, что при этом проводится аналогия с глаголом «поститься». В случае с глаголом «флудить» те, кто его не знают, стат. значимо чаще ударяют основу. Поэтому предполагаем, что в случае, если глагол незнаком человеку, и ему не с чем его сопоставить, то ударение окажется на основе; VI. С помощью биномиального теста было установлено, что вариация постановки ударения всех рассмотренных глаголов, кроме «кружить» (0.62) и «вручить» (0.16), не может носить случайный характер; VII. Вариация постановки ударения глагола «кружить» по своему характеру напоминает равную конкуренцию между основой и аффиксом, однако выше было показано, что существуют признаки, способные описать эту вариацию; VIII. Среди глаголов, постановка ударения которых стат. значимо не зависит ни от одного признака, оказались «сорить» и «вручить»; IX. Предположительно, на более объемных выборках постановка ударения в глаголе «вручить» с высокой вероятностью может стат. значимо зависеть от признака «Возраст»; X. В отношении глагола «сорить» мы склонны предполагать, что в действительности у него может не быть вариации при постановке ударения, а засвидетельствованные ударения на основу могут быть окказионализмами. Таким образом, на основании фактов I-X мы отвергаем гипотезу 1 о возможности описать исследуемую вариацию единым образом для всех рассмотренных глаголов, тем самым принимая гипотезу 2.2 в пользу уникального характера вариации постановки ударения для каждого из рассмотренных глаголов.

Отображаются данные о респондентах из