1. Это небольшой тур по странице исследования.

    Нажатие на кнопку "Пропустить" отключит его автоматическое появление.

    Даже после отключения вы всегда сможете запустить его из пункта меню "Инструкция".

    Пропустить
  2. Графики, которые вы видите, одновременно являются и фильтрами. На них можно кликать, меняя часть данных, которые отображаются на всех остальных графиках.

    Если исследователь загрузил описание к некоторым параметрам, их можно будет увидеть на этих графиках при поднесении курсора к названию.

  3. Фильтры на графиках со строковыми данными позволяют добавлять или удалять элементы из текущей выборки кликом.

    Элементы данных, которые сейчас выделены и отображаются везде, выделяются цветом.

    На картинке выбраны респонденты, родившиеся в Москве и относящие себя к мужскому полу.

  4. На числовых графиках можно мышкой выделять диапазон значений.

    На данном графике выделена группа респондентов от 38 до 54 лет.

  5. Первая группа фильтров-графиков — результаты исследования.

  6. Остальные графики описывают респондентов.

  7. На этом графике вы можете выбрать интересующий вас метод.

    Наведение курсора показывает, сколько процентов человек из данной выборки показало выбранный результат в данном методе.

  8. На этом графике вы можете выбрать интересующие вас слова.

    При поднесении курсора к слову показывается процент респондентов, ответивших по данному слову. Если все респонденты ответили по всем словам, будет показываться 100%.

  9. Этот график показывает процентное распределение респондентов из текущей выборки по разным результатам.

    При наличии нескольких результатов в одном эксперименте у одного и того же респондента высчитываются доли для каждого результата, сумма которых равна единице.

    Подробнее о подсчёте результатов

  10. Этот график показывается в том случае, если в исследовании наблюдалась вариативность в речи одного говорящего.

    На нём изображены как невариативные случаи, так и автоматически сгенерированные случаи употребления респондентами разных результатов в одном эксперименте.

    Здесь также учитываются случаи, когда респондент в разных методах для одного слова показал разные результаты.

  11. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить применённые фильтры в базу исследований. Вы можете также добавить описание к фильтру.

  12. Нажатие на эту кнопку поможет вернуться к исходному фильтру, если вы изначально его открывали.

  13. Нажмите на эту кнопку, чтобы сбросить всю фильтрацию.

  14. Вот и всё!

    Если у вас остались вопросы или предложения, пишите на hse.socioling@gmail.com.

Узнать подробнее об этой странице. ×

Исследование вариативности форм именительного и творительного падежа лексемы "кубик Рубика"

Информация

Автор: Алексей Крупенин, Антон Бузанов, Арсений Олейник, Всеволод Поцелуев, Максим Бажуков, Марианна Мартиросян, Пётр Белецкий, Софья Ларина

Дата проведения исследования: 2019-02-12

Место проведения исследования: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Мы исследовали вариативность произношения “кубик Рубика” в именительном и творительном падежах. Для этого мы провели три эксперимента: “Картинки”, где мы показывали информантам картинки с двумя предметами и просили описать положение предметов относительно друг друга, используя предлог внизу картинки. Из 15 карточек, на 4 был изображён кубик Рубика и предполагалось получение формы именительного или творительного падежа (по 2 карточки на падеж). 11 карточек были филлерами. Также использовался прайминг, чтобы информанты противопоставляли кубик Рубика другим кубикам и чаще называли формы нужных падежей. “Чтение текста”, в котором мы просили информантов прочитать текст, вставляя подходящие по смыслу слова (3 из 6 слов - филлеры). Предполагалось получение 1 формы именительного падежа и 2 форм творительного падежа. “Вопрос”: мы просто спрашивали какой из вариантов кубик Рубика/кубик-рубик и кубиком Рубика/кубиком-рубиком/кубик-рубиком они считают правильным. Учитывались как формы, выбранные из предложенных исследователем, так и формы, названные информантом. На нашей выборке невозможно рассмотреть корреляции между образованием и исследуемой вариативностью, так как подавляющая часть опрошенных старше 22 лет имеет высшее образование. Также по нашим данным пол не оказывает явного эффекта на выбор лексемы. Гипотез об этих показателях как таковых не было. Наши гипотезы на начало эксперимента: У совсем молодых людей (до 18 лет) будет наблюдаться сильное преобладание “неправильных” форм (кубик-рубика и кубиком-рубиком/кубик-рубиком). Люди старшего поколения (старше 50 лет), в чью молодость происходило распространение головоломки с будет очень сильно преобладать правильный вариант. Поведение людей с 19 до 50 лет очень сложно предсказать, так как не понятно в осознанном ли возрасте они знакомились с головоломкой и насколько знание её истории влияет на их выбор формы. На нашей выборке в результате исследования мы видим, что люди до 18 лет, действительно, довольно часто (примерно в 34% случаев) употребляют ненормативную форму. Хотя мы и не строили никаких предположений насчёт групп 19-35 и 36-50, именно принадлежащие к ним информанты имеют наивысшие (44% и 41%) показатели использования ненормативной формы “кубик-рубик”. Для группы 19-35 подобный результат можно объяснить как спадом популярности головоломки в 90-х (следовательно респонденты редко сталкивались с произношением, тем более с написанием названия игры), так и с массовой русификацией заимствований в тех же 90-х (так, например, английское shoes в новой русской традиции стало шузы). Вообще редупликация подобного толка (кот-обормот, жадина-говядина) для русского человека звучит привычно, а следовательно не вызывает никаких подозрений. В свою очередь для группы 36-50 причины для такого высокого показателя также являются и причинами для высокого показателя нормативной формы в группе 51-83: во-первых, распространение головоломки пришлось на несознательный возраст респондентов, следовательно слуховое восприятие для них преобладало, во-вторых, только в первые несколько лет кубик Рубика продавался в официальной упаковке с названием, а позднее СССР наладило собственное производство игрушки без каких-либо опознавательных знаков, начали появляться инструкции по самостоятельному изготовлению игры. Мы считаем, что изучение этой вариативности очень интересно и важно, так как она отражает/может отражать и вариативности в склонении сложных слов (типа диван-кровать, кресло-качалка), и стремление слова к форме, которая больше напоминает редупликацию, чем оригинальное слово, и в конечном счёте на этом примере мы можем наблюдать как фамилия человека становится частью названия предмета (интересно, что на википедии в таких языках как казахский и азербайджанский в слове кубик Рубика фамилия венгерского изобретателя стоит в именительном падеже) и, возможно, теряет референта в виде этого человека. Вывод: Оказалось, что использование нормативной формы зависит в основном от возраста респондента (в соответствии с вышеупомянутыми критериями), меньше от пола и образования. Лишь период, в котором информант увлекался игрушкой имеет значение.

Отображаются данные о респондентах из