Исследование вариативности в употреблении рода в заимствованных названиях напитков
Дата: 2021-02-16
Место: Высшая школа экномики, Москва
Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна
Исследование проходило в 3 этапа: 1) респонденты описывали "абсурдные" картинки, на которых были изображены напитки с несвойственными им качествами (зелёный виски, синий кофе и др.) 2) респондентам было предложено придумать свои эпитеты для ряда напитков 3) был задан прямой вопрос "какого рода ...?" На каждом из них респонденты так или иначе употребляли словосочетание "прилагательное+существительное". Таким образом с каждым экспериментом увеличивалась степень осознанности употребления. По итогу были подведены следующие результаты: процентное соотношение муж-ср рода среди мужчин и женщин, "ценителей"-"не ценителей", отдельно было проанализировано слово "ягати" и выбор его рода в зависимости от степени знакомства с этим словом. Выяснилось, что все представленные слова женщины намного более чаще используют в мужском роде, нежели мужчины. У слов “кофе” и “виски” при этом прослеживается тенденция: многие женщины на первых этапах, более неосознанно, употребляют средний род, но затем на прямой вопрос отвечают, что слово мужского. Интересно, что слова “виски” и “мартини” имеют совсем разные результаты: если у “виски” и среди мужчин, и среди женщин был предпочтительнее мужской род, то “мартини”, напротив, реже всех остальных напитков употреблялся в мужском роде. Более того, некоторое количество респондентов на прямой вопрос ответило, что “мартини” женского рода. Связать этот результат можно с тем, что два эти напитка имеют в подсознании людей связь с гендерами: виски чаще предпочитают мужчины, а мартини -- женщины, что повлияло на выбор рода. Касаемо деления на “ценителей”/”не ценителей”: выяснилось, что “ценители” чаще используют мужской род для названия напитков, нежели “не ценители” либо на обоих, подсознательном и не подсознательном, уровнях, либо исправляют подсознательный средний на мужской, отвечая на прямой вопрос. Слово “ягати” мы исследовали, чтобы проверить, какие факторы могут влиять на выбор рода. Услышав название в первый раз, многие респонденты использовали его в среднем роде, а затем, после разъяснения, что это “алкогольный чай”, говорили, что “ягати” мужского рода, иногда открыто мотивирую это тем, что “чай” или “ напиток” мужского. Тем не менее, самое большее количество респондентов изначально так же использовало мужской род, даже не зная о значении слова, скорее всего, выбирая его, как нейтральный.