Вариативность постановки ударения в слове "одновременно"

Информация

Автор: Бакунина Татьяна, Гойиббоев Асадбек, Горбунова Любовь, Гостева Алёна, Губаренко Анастасия, Мангасарова Ульяна, Обенак Владислав, Сидоренко Елизавета

Дата: 2022-02-24

Место: Высшая школа экономики

Научный руководитель: Добрушина Нина Роландовна

Описание

Наша команда исследовала вариативность постановки ударения в слове «одновременно». Нами были выбраны следующие социальные переменные: пол, курс обучения и формальность коммуникативной ситуации. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Основная гипотеза: респонденты склонны менять вариант произношения слова в зависимости от формальности коммуникативной ситуации; в формальной коммуникативной ситуации респонденты склонны ставить ударение на третий слог, в неформальной – на четвёртый. 2. Вариативность формы с ударением на третий слог примерно равна форме с ударением на четвёртый. 3. Женщины используют вариант с ударением на третий слог чаще, чем мужчины. 4. Чем выше курс обучения респондента, тем чаще используется вариант с ударением на третий слог. Мы опросили 133 студента нижегородского кампуса НИУ ВШЭ в возрасте от 17 до 25 лет. Вопрос про возраст задавался респондентам для того, чтобы убедиться в однородности выборки по поколению: опрашивались лишь студенты, родившиеся после 1995 года. Эксперимент включал в себя 5 методов: 1. Заполнение пропусков. Респонденту предлагалось прочитать вслух небольшой формальный текст (текст юридической направленности) и заполнить в нём пропуски; одним из пропущенных слов было исследуемое слово. Возле пропусков были даны синонимы (в случае с исследуемым словом: «синхронно», «вместе»), помогающие респонденту сориентироваться на пропущенное слово. 2. Чтение формального текста. Респонденту предлагалось прочитать вслух 2 коротких формальных текста (школьные задачи по физике), в одном из которых находилось исследуемое слово. 3. Чтение неформального текста. Респонденту предлагалось прочитать вслух 6 коротких неформальных текстов (анекдотов), в одном из которых находилось исследуемое слово. 4. Описание картинок. Респонденту поочерёдно предлагалось описать картинки, способные вызвать произнесение исследуемого слова. Следующая картинка предлагалась респонденту только в том случае, если не удавалось получить произнесение исследуемого слова при описании предыдущей. 5. Прямой вопрос. Респонденту задавался прямой вопрос: «Какой вариант Вы используете чаще?». Эксперименты проводились в порядке уменьшения спонтанности ответа и уменьшения формальности коммуникативной ситуации. В ходе исследования было выяснено следующее: 1. Основная гипотеза не подтвердилась: респонденты не склонны менять вариант произношения слова в ходе эксперимента. 2. Среди исследуемого поколения наиболее частотен вариант слова с ударением на четвёртый слог. Следовательно, вторая гипотеза не была подтверждена. 3. Третья гипотеза подтвердилась: женщины произносят вариант с ударением на третий слог несколько чаще мужчин. 4. Четвёртая гипотеза не подтвердилась, так как корреляция между курсом обучения и частотностью того или иного варианта не была найдена.

/ респондентов
/ строк
Тур
Слово
Метод
Результат
Вариативность
Возраст?
Курс?
Пол